Примеры выпускных альбомов для детского фотографа Игоря Губарева.
 

Как осветить новогодний утренник

Знаете как звучит проклятие фотографа? Услышал эту фразу на мастер-классе одного фотогуру: «Чтобы тебе утренники в детском саду снимать!»

А вот я считаю, что красиво и продуктивно отснять утренник сможет далеко не каждый. Надо сфотографировать всех детей разнопланово и сделать общий обзор праздника, показав его настроение и динамику. Про свои навыки работы с естественным освещением можно сразу забыть. Работать придется в условиях адского освещения, а потому без вспышек не обойтись. Лучше приехать 30-40 минут до утренника, чтобы все тщательно спланировать и подготовить. 

Во-первых, поговорить с музыкальным работником, чтобы узнать в каких границах будет происходить действо и будут ли герои представления перемещаться за ёлку, например, водить хороводы. Где будут сидеть взрослые зрители и дети между выступлениями? Какое освещение будет в момент праздника? Где лучше разместиться вам, чтобы никому не мешать? 

Во-вторых, надо расставить все источники освещения и тщательно их протестировать.

Посмотрим как это сделать на примере такой локации (снято с имеющимся светом):


Лучше нарисовать для себя (я делаю это в голове) примерно такой план освещения и точек съёмки:

Световая схема освещения утренника в детском саду

По словам музработника дети будут выступать только перед ёлкой и это сильно облегчает нашу задачу. Закрепляем за шторой вспышку 2, которая будет освещать ёлку. 

Как разместить вспышки для освещение утренника в детском саду

Натянутый трос и крюк в стене были до моего прихода, надо просто увидеть имеющиеся ресурсы, а если их нет, то что-нибудь изобрести. Фотограф с веревочкой, изолентой и рулоном фотоскотча лучше снимет утренник в детском саду, чем фотограф без всего этого. Экранируем нежелательное распространение света в горизонтальной плоскости белым листом (чтобы не собрать паразитные оттенки с фиолетовой стены) и пластиковой шторкой на вспышке. Имеющиеся шторы будут закрывать это секретное сооружение от глаз зрителя и предотвращать попадание света на выступающих перед ёлкой детей. Зум на этой вспышке № 2 будет 24 мм, мощность слабая (в районе 1/32 и менее от полной мощности). 

Итак, мы осветили ёлку и теперь, когда она будет попадать в кадр, будет выглядеть действительно нарядно: 

Как осветить декорацию на утренники в детском саду

А в размытии за счет малой глубины резкости вообще волшебно: 

Освещение праздника в детском саду. Светим задний план

Далее освещаем шторы на двух стенах заднего плана. Увы, они находятся в разных плоскостях, что немного усложняет задачу. Задник за ёлкой освещаем вспышкой № 4 с рассеивателем. В данном случае я применял сферический рассеиватель, но можно было в качестве светорассеивающей насадки использовать софбокс или октобокс для вспышки. Вспышка устанавливается за ёлкой:

Сферический рассеиватель для вспышки

В принципе, можно подсветить задний план не рассеянным светом напрямую, а от потолка, используя его как светорассеивающую панель. Но в этом случае на потолке появятся пересвеченные белые пятна, которые не должны будут попадать в кадр и придется настроить вспышки на большую мощность. Вот так выглядит светлый задний план вместе с освещенной ёлкой:

Как осветить задние планы на детских праздников вспышками

Для подсветки пространства за детьми-зрителями ставим вспышку №3 (см. схему выше). Она направлена в потолок под углом в центр зала. Фокусное расстояние на лампе вспышки 70 мм, а мощность 1/16 и выше. Она создаст не только фоновое освещение ближней к нам стены со шторами, но и будет служить контровым освещением для актеров в месте их локации в момент выступления.

Ставим основной рисующий свет (вообще-то, с него и надо начинать) - это вспышка №1. Она установлена на стойке с зонтом-софтбоксом в качестве светорассеивающей насадки.



В идеале, рисующий свет надо было поставить с левой стороны, но там проход. Стойку собьют, да еще на кого-нибудь уронят. А здесь в закутке за пианино она в безопасности. Итак, освещение выставлено. Выходим в центр зала и фотографируем свою ладонь. Смотрим, что получается. Надо сбалансировать мощность рисующего света и освещения заднего плана. Например, если видим на заднем плане пересветы, убавляем мощность фоновых вспышек или увеличиваем мощность рисующего света и понижаем значение ISO на камере. Понятно, что освещение подгоняем к тем установкам фотокамеры, которые будут задействованы в момент праздника. Обычно я выставляю в районе 1000 ISO, выдержка 1/200 сек., диафрагма в диапазоне F 2,8-4,5. Режим экспозиции М - мануальный. Посмотрим что получается с точки съёмки A (я сижу на полу перед первым рядом взрослых зрителей). В этом примере дети находятся далеко от рисующего света, а потому я снимаю их телеобъективом на диафрагме F 2,8. Фон выглядит слегка пересвеченным. Наверное, так неправильно, но я люблю небольшие пересветы заднего плана.



Но в центре локации актеров рисующий свет мощнее, так как расстояние от зонта до детей уменьшается и я ставлю диафрагму F 3,5. Теперь подсветка ёлки и заднего плана выглядит более сбалансированной (без фанатизма)



Героев первой линии фотографирую на диафрагме F 4,5 (они ближе всех к рисующему свету)



Таким образом, я управляю экспозицией накручивая только колесо диафрагмы в зависимости от расположения снимаемого мною сюжета относительно основного рисующего света. Сразу оговорюсь (для профессионалов), что можно использовать радиосинхронизаторы с поддержкой TTL режимов и возможности управления мощностью удаленных вспышек с радиопускателя или мастер-вспышки на камере. Но в этой статье я привожу самую простую, надежную, оперативную и дешевую схему управления вспышками - радиосинхронизаторы без TTL, которой чаще всего и пользуюсь.

Теперь пробежимся по точкам съёмки. В большинстве случаев она одна и без вариантов - сидя на полу по центру перед первым рядом зрителей. Передвигаться по залу во время утренника вам точно не разрешат, лучше не пробовать. Но перемещаться по 2-3 точкам съёмки иногда позволяют (как в этом случае). На этом празднике мне понравилось фотографировать портреты детей-зрителей, сидящих на скамейке запасных с точки B (съёмка из-за ёлочки). Рисующий свет падает на них как раз с левой стороны и под интересным углом, неплохо выявляя объёмы:

Как фотографировать новогодний утренник в детском саду

В качестве эффективного переднего плана можно использовать ёлочные украшения, которые кстати подсвечены вспышкой № 2. Не забываем, что передний план может закрыть собой нежелательные элементы заднего плана, а не только сыграть композиционно или создать настроение кадра.

Фоторепортаж новогоднего утренника

После праздника вас наверняка попросят сфотографировать ребенка или семью с Дедом Морозом. А у вас уже есть освещенный задний план. Можно переставить стойку зонтом с левой стороны и поближе к сюжету, чтобы сделать свет мягче. Не забудьте убавить мощность на вспышке 2-4 раза.



Приведенная выше концепция освещения в принципе очень универсальна, при этом её можно трансфомировать под любые условия. В каждом конкретном случае придется думать о том, куда разместить вспышки и как рассеять свет от них. Раньше я использовал в качестве рисующего света студийный моноблок, направленный в потолок. Свет в этом случае также падает сверху-сбоку, но по пути может собрать паразитные оттенки, отразившись от цветных стен. Вот пример такого освещения:



Кстати, фоновые вспышки я с помощью лестницы-стремянки закрепил над бардовым горизонтальным занавесом на металлическом каркасе сцены, чтобы подсветить бархатный задник и две декорации на нем. На этом же концерте дети показывали театр теней. Чтобы это снять, мне достаточно было отключить радиопускатель вспышек и поднять ISO



А какие приёмы освещения для фотосъёмки праздников в детском саду используете вы? Делитесь в комментариях под статьёй.

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 28.02.2018 Алексей
    Тоже поделюсь опытом... Несколько лет использую внешние вспышки для съемок репортажей. ТТЛ синхронизаторы, плюс возможность поканальной регулировки мощности крутилками с камеры. Просто влюбился в эту систему. Никогда она сбоев не давала ни на свадьбах ни корпоративах. Но как только стал снимать утренники, я понял что такое фото-экстрим)) Не смотря на надежную технику и опыт, я стал жутко лажать) Проблем возникло несколько... Во первых, не знаю как в других местах, но у нас часто утренники идут в потоковом режиме. 15 минут перерыв - это максимум. Поэтому попадая в неизвестный зал, полноценно подготовиться к съемке практически не возможно. Приходится готовить аппаратуру в узком коридоре в толпе ожидающих родителей, параллельно отвечая на кучу вопросов) Частично я нашел выход из этой ситуации, заменил кофр для стоек на более длинный - 120 см, куда заранее помещаю уже собранные со вспышками стойки, плюс туда же стала входить и сменка) Оставалось только быстро заскочить, расставить и включить. Соответственно, камеры тоже настроить заранее. Честно признаюсь, что не всегда угадывал с положением источников. Но спасала возможность регулировки или отключения мешающих вспышек с камеры. Зонты не ставлю по двум причинам: Частенько для них нет места и второе – модификаторы быстро убивают АКБ, о чем ниже… Поскольку почти через раз попадаю на утренники в полулегальном положении(папой или мамой), то приходится все очень быстро рассовать по углам и полочкам, не забыв включить, потом присесть в уголок и начинать настраиваться) Еще нужно иметь запасенный ответ на строгий вопрос за спиной «Мужчина, а зачем вы туда что-то ставите?! Зонтов никаких не надо!» Вторая проблема – это то что в больших и темных залах, быстро дохнут акуммуляторы на вспышках, и на 30-й минуте при интенсивной съемке вы постепенно начинаете терять ценные кадры. Что увеличивает нагрузку на вспышки, уменьшая время работы и их ресурс? 1. Низкие значения ИСО. Минимум, который я ставлю, это 800. Это грань на которой еще не сильно нахватаешь оттенков от ламп в потолке, но сбережешь АКБ. 2. Высокие значения диафрагмы. Просто не забывайте про это. Светосильный объектив спасает ситуацию, но лично я работаю в основном на 4-ке, хоть и имею возможность открыть дырку. На утреннике много динамичных сюжетов, и 2,8 там использовать бесполезно, получите кучу промахов. Да и размытый в хлам задник не нужен, родители могут не понять) . Хотя есть кадры - хоть на выставку, но не много. 3. Далеко стоящие вспышки. Удобно, что не столкнут, но все же, если есть возможность, поставить или повесить их ближе. 4. Различные насадки и зонты уменьшают интенсивность света, поэтому максимум – это опущенный штатный рассеиватель для широкого угла. Плюс овернутые под 45 градусов к потолку, стенам головки вспышек. Мягкий свет или отраженный это хорошо, но чтобы добить до объекта придется сильно повысить мощность. 5. И последнее. ТТЛ, хоть и избавляет фотографа от множества манипуляций с настройками, помогая получить отлично освещенные кадры в любом углу зала, все же не заботиться о заряде акуммуляторов. Лично я нашел золотую середину – это возможность оперативной регулировки мощности с пульта и ручные режимы работы. ТТЛ включаю в крайнем случае. Очень важно! Всегда имейте под рукой предустановки в камере, на случай форсмажора со вспышками. Это Авто ИСО, автобаланс белого, и примерно 1/200 выдержка и 3,2 диафрагма, если что докрутите. На последок скажу, что чаще обновляйте аккумуляторы, минимум раз в год. Купите нормальное зарядное устройство. Лучше несколько, по числу вспышек. Имейте запасные комплекты батарей на случай неожиданного заказа от следующей группы. Даже за два часа зарядиться не успеете, не говоря о 15 мин. Надеюсь кому-то помог)
  • 20.01.2018 Леонид
    Такой софтбокс подойдет 812photo. ru/katalog/dlya-vsekh-brendov/softboksy/softbox-speedlite/softboks-godox-50na50-sm-detail/
  • 09.12.2016 СэрЖ По
    Здравствуйте! Я совсем новичок в работе со студийным светом, ну или стробистским. Купил и вчера получил по почте из Китая Softbox Godox 60х90 см, стойку 1,20м, вспышку ненастраиваемую и радиосинхронизаторы: 1 передатчик и два приёмника. У самого уже давно вспышка Nissin i40, которой и снимал корпоративы прошлой зимой. Теперь два вопроса: 1. Ни в Вашей статье, ни в комментариях не смог найти информацию о мощности вспышек, а лишь мощность от полной 1/2, 1/4 итд. Так какой мощности должны быть вспышки? Особенно в рисующем софтбоксе. Будет ли достаточно моей http://www.nissindigital.com/i40.html или я приеду, всё расставлю и... сяду в лужу? 2. Через пару недель надо будет снимать корпоратив в кафе. Помещение не больше детсадовских автовых залов, как на пимере, потолок весь разноцветный с маленькими разноцветными огоньками. Вообще не пойму, как там лучше снимать? Вспышкой в потолок не получится, ставить ли подобную схему? Человек 20 будет И ещё беда обнаружилась, - радиосинхронизаторы не дают снимать короче 1/125, - на 1/180, как у меня заявлена на камере скорость синхронизации, работает только по светоловушкам и даже на 1/250, а через синхронизаторы чёрная полоса сбоку уже появляется, хоть и заявленная скрорось до 1/250.
  • 29.12.2015 Николай
    Игорь огромное спасибо за хорошую статью-она мне очень помогла в сьемке.Воспользовался вашими советами и получил результат.Схемку приспособил к локации:посветил фон за елкой и саму елку(снизу).С расееным светом немного сложновато(негде поставить)а отраженный работает.Спасибо
  • 23.12.2015 Павел
    Еще один неприятный момент съемки со вспышкой, когда дети читают стихи по очереди, не снимайте до того, как ребенок начнет читать стих! Одна девочка вышла, настроилась, приготовилась....бах, я нажал на кнопку, думаю пока рот не открыла надо снять, фото соткрытым ртом как то не очень смотрится, она забыла стих)) У ней программа в голове сбилась просто, резкий отвлекающий фактор, внимание переключилось и пипец, она стих забыла)) в общем аккуратнее надо быть)
  • 23.12.2015 Павел
    Поделюсь своими впечатлениями, может у кого то еще утренник впереди) В этом году у нас в саду даже перерыва не было между группами, одних детей вывели, других завели, обычно перерыв бывает минут 15, проветрить помещение, прибраться, артистам передохнуть. В этот раз просто адский конвеер какой то) я даже октобоксы натянуть не успел и место в первом ряду занять! Хорошо хоть вспышки на стойки догадался прикрутить в коридоре! Детей вывели, родители зашли все места позанимали, нашу группу завели, я стою как....глазами хлопаю....даже вспышку кинуть на задний план не успел, только зонтики натянул кое как. Пришлось в проходе скакать как сайгаку весь утренник из за голов выпрыгивать. Пришел за час где то заранее!Вообще жесть, вобщем надо быть к этому готовым! Сразу вспомнил проклятие фотографов))) Шоб тебе одни только утренники снимать))) теперь я понял, что это такое. В общем товарищи, собирайте и настраивайте оборудование в коридоре заранее, стойки в зубы и бегом места занимать))) Еще заметил одну интересную особенность, в этот раз снимал на 1/4 мощности мощности вспышек, выдержка !/200, как оказалось появляется смаз от движения наподобии шевеленки! Кол-во света не прорисовывает картинку до конца, надо выдержку укорачивать со всеми вытекающими. На 1/2 мощности прыжки снимал! выдержка была 1/250 и все четко! Видимо с уменьшением света от вспышки больший вклад в картинку начинает вносить постоянное освещение, при котором 1/200 уже мало для заморозки движения, будьте бдительны в общем.
  • 23.12.2015 Павел
    Ольга радиосинхронизатор вам поможет
  • 21.12.2015 Ольга
    Игорь, огромное спасибо! У меня вспышки Youngnuo, но как сделать так, чтобы родители не могли поджигать их своими накамерными вспышками. А то у меня в последний раз такое было светопредставление.
  • 18.12.2015 Наталия
    Игорь, поясните пожалуйста, как вы закрепили вспышку номер 3? получается, она закреплена в самом углу? какой рассеиватель на ней надет? Заранее спасибо
  • 08.12.2015 Диана
    Скажите пожалуйста, друзья, вспышки "пыхают" или светят? Ведь если "пыхать", это будет отвлекать деток и мешать проведению утренников. Получается, что светят весь утренник, кроме той, что за шторкой слева). Спасибо заранее.
  •  
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей