Как осветить новогодний утренник

Знаете как звучит проклятие фотографа? Услышал эту фразу на мастер-классе одного фотогуру: «Чтобы тебе утренники в детском саду снимать!»

А вот я считаю, что красиво и продуктивно отснять утренник сможет далеко не каждый. Надо сфотографировать всех детей разнопланово и сделать общий обзор праздника, показав его настроение и динамику. Про свои навыки работы с естественным освещением можно сразу забыть. Работать придется в условиях адского освещения, а потому без вспышек не обойтись. Лучше приехать 30-40 минут до утренника, чтобы все тщательно спланировать и подготовить. 

Во-первых, поговорить с музыкальным работником, чтобы узнать в каких границах будет происходить действо и будут ли герои представления перемещаться за ёлку, например, водить хороводы. Где будут сидеть взрослые зрители и дети между выступлениями? Какое освещение будет в момент праздника? Где лучше разместиться вам, чтобы никому не мешать? 

Во-вторых, надо расставить все источники освещения и тщательно их протестировать.

Посмотрим как это сделать на примере такой локации (снято с имеющимся светом):


Лучше нарисовать для себя (я делаю это в голове) примерно такой план освещения и точек съёмки:

Световая схема освещения утренника в детском саду

По словам музработника дети будут выступать только перед ёлкой и это сильно облегчает нашу задачу. Закрепляем за шторой вспышку 2, которая будет освещать ёлку. 

Как разместить вспышки для освещение утренника в детском саду

Натянутый трос и крюк в стене были до моего прихода, надо просто увидеть имеющиеся ресурсы, а если их нет, то что-нибудь изобрести. Фотограф с веревочкой, изолентой и рулоном фотоскотча лучше снимет утренник в детском саду, чем фотограф без всего этого. Экранируем нежелательное распространение света в горизонтальной плоскости белым листом (чтобы не собрать паразитные оттенки с фиолетовой стены) и пластиковой шторкой на вспышке. Имеющиеся шторы будут закрывать это секретное сооружение от глаз зрителя и предотвращать попадание света на выступающих перед ёлкой детей. Зум на этой вспышке № 2 будет 24 мм, мощность слабая (в районе 1/32 и менее от полной мощности). 

Итак, мы осветили ёлку и теперь, когда она будет попадать в кадр, будет выглядеть действительно нарядно: 

Как осветить декорацию на утренники в детском саду

А в размытии за счет малой глубины резкости вообще волшебно: 

Освещение праздника в детском саду. Светим задний план

Далее освещаем шторы на двух стенах заднего плана. Увы, они находятся в разных плоскостях, что немного усложняет задачу. Задник за ёлкой освещаем вспышкой № 4 с рассеивателем. В данном случае я применял сферический рассеиватель, но можно было в качестве светорассеивающей насадки использовать софбокс или октобокс для вспышки. Вспышка устанавливается за ёлкой:

Сферический рассеиватель для вспышки

В принципе, можно подсветить задний план не рассеянным светом напрямую, а от потолка, используя его как светорассеивающую панель. Но в этом случае на потолке появятся пересвеченные белые пятна, которые не должны будут попадать в кадр и придется настроить вспышки на большую мощность. Вот так выглядит светлый задний план вместе с освещенной ёлкой:

Как осветить задние планы на детских праздников вспышками

Для подсветки пространства за детьми-зрителями ставим вспышку №3 (см. схему выше). Она направлена в потолок под углом в центр зала. Фокусное расстояние на лампе вспышки 70 мм, а мощность 1/16 и выше. Она создаст не только фоновое освещение ближней к нам стены со шторами, но и будет служить контровым освещением для актеров в месте их локации в момент выступления.

Ставим основной рисующий свет (вообще-то, с него и надо начинать) - это вспышка №1. Она установлена на стойке с зонтом-софтбоксом в качестве светорассеивающей насадки.



В идеале, рисующий свет надо было поставить с левой стороны, но там проход. Стойку собьют, да еще на кого-нибудь уронят. А здесь в закутке за пианино она в безопасности. Итак, освещение выставлено. Выходим в центр зала и фотографируем свою ладонь. Смотрим, что получается. Надо сбалансировать мощность рисующего света и освещения заднего плана. Например, если видим на заднем плане пересветы, убавляем мощность фоновых вспышек или увеличиваем мощность рисующего света и понижаем значение ISO на камере. Понятно, что освещение подгоняем к тем установкам фотокамеры, которые будут задействованы в момент праздника. Обычно я выставляю в районе 1000 ISO, выдержка 1/200 сек., диафрагма в диапазоне F 2,8-4,5. Режим экспозиции М - мануальный. Посмотрим что получается с точки съёмки A (я сижу на полу перед первым рядом взрослых зрителей). В этом примере дети находятся далеко от рисующего света, а потому я снимаю их телеобъективом на диафрагме F 2,8. Фон выглядит слегка пересвеченным. Наверное, так неправильно, но я люблю небольшие пересветы заднего плана.



Но в центре локации актеров рисующий свет мощнее, так как расстояние от зонта до детей уменьшается и я ставлю диафрагму F 3,5. Теперь подсветка ёлки и заднего плана выглядит более сбалансированной (без фанатизма)



Героев первой линии фотографирую на диафрагме F 4,5 (они ближе всех к рисующему свету)



Таким образом, я управляю экспозицией накручивая только колесо диафрагмы в зависимости от расположения снимаемого мною сюжета относительно основного рисующего света. Сразу оговорюсь (для профессионалов), что можно использовать радиосинхронизаторы с поддержкой TTL режимов и возможности управления мощностью удаленных вспышек с радиопускателя или мастер-вспышки на камере. Но в этой статье я привожу самую простую, надежную, оперативную и дешевую схему управления вспышками - радиосинхронизаторы без TTL, которой чаще всего и пользуюсь.

Теперь пробежимся по точкам съёмки. В большинстве случаев она одна и без вариантов - сидя на полу по центру перед первым рядом зрителей. Передвигаться по залу во время утренника вам точно не разрешат, лучше не пробовать. Но перемещаться по 2-3 точкам съёмки иногда позволяют (как в этом случае). На этом празднике мне понравилось фотографировать портреты детей-зрителей, сидящих на скамейке запасных с точки B (съёмка из-за ёлочки). Рисующий свет падает на них как раз с левой стороны и под интересным углом, неплохо выявляя объёмы:

Как фотографировать новогодний утренник в детском саду

В качестве эффективного переднего плана можно использовать ёлочные украшения, которые кстати подсвечены вспышкой № 2. Не забываем, что передний план может закрыть собой нежелательные элементы заднего плана, а не только сыграть композиционно или создать настроение кадра.

Фоторепортаж новогоднего утренника

После праздника вас наверняка попросят сфотографировать ребенка или семью с Дедом Морозом. А у вас уже есть освещенный задний план. Можно переставить стойку зонтом с левой стороны и поближе к сюжету, чтобы сделать свет мягче. Не забудьте убавить мощность на вспышке 2-4 раза.



Приведенная выше концепция освещения в принципе очень универсальна, при этом её можно трансфомировать под любые условия. В каждом конкретном случае придется думать о том, куда разместить вспышки и как рассеять свет от них. Раньше я использовал в качестве рисующего света студийный моноблок, направленный в потолок. Свет в этом случае также падает сверху-сбоку, но по пути может собрать паразитные оттенки, отразившись от цветных стен. Вот пример такого освещения:



Кстати, фоновые вспышки я с помощью лестницы-стремянки закрепил над бардовым горизонтальным занавесом на металлическом каркасе сцены, чтобы подсветить бархатный задник и две декорации на нем. На этом же концерте дети показывали театр теней. Чтобы это снять, мне достаточно было отключить радиопускатель вспышек и поднять ISO



А какие приёмы освещения для фотосъёмки праздников в детском саду используете вы? Делитесь в комментариях под статьёй.

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 29.12.2015 Николай
    Игорь огромное спасибо за хорошую статью-она мне очень помогла в сьемке.Воспользовался вашими советами и получил результат.Схемку приспособил к локации:посветил фон за елкой и саму елку(снизу).С расееным светом немного сложновато(негде поставить)а отраженный работает.Спасибо
  • 23.12.2015 Павел
    Еще один неприятный момент съемки со вспышкой, когда дети читают стихи по очереди, не снимайте до того, как ребенок начнет читать стих! Одна девочка вышла, настроилась, приготовилась....бах, я нажал на кнопку, думаю пока рот не открыла надо снять, фото соткрытым ртом как то не очень смотрится, она забыла стих)) У ней программа в голове сбилась просто, резкий отвлекающий фактор, внимание переключилось и пипец, она стих забыла)) в общем аккуратнее надо быть)
  • 23.12.2015 Павел
    Поделюсь своими впечатлениями, может у кого то еще утренник впереди) В этом году у нас в саду даже перерыва не было между группами, одних детей вывели, других завели, обычно перерыв бывает минут 15, проветрить помещение, прибраться, артистам передохнуть. В этот раз просто адский конвеер какой то) я даже октобоксы натянуть не успел и место в первом ряду занять! Хорошо хоть вспышки на стойки догадался прикрутить в коридоре! Детей вывели, родители зашли все места позанимали, нашу группу завели, я стою как....глазами хлопаю....даже вспышку кинуть на задний план не успел, только зонтики натянул кое как. Пришлось в проходе скакать как сайгаку весь утренник из за голов выпрыгивать. Пришел за час где то заранее!Вообще жесть, вобщем надо быть к этому готовым! Сразу вспомнил проклятие фотографов))) Шоб тебе одни только утренники снимать))) теперь я понял, что это такое. В общем товарищи, собирайте и настраивайте оборудование в коридоре заранее, стойки в зубы и бегом места занимать))) Еще заметил одну интересную особенность, в этот раз снимал на 1/4 мощности мощности вспышек, выдержка !/200, как оказалось появляется смаз от движения наподобии шевеленки! Кол-во света не прорисовывает картинку до конца, надо выдержку укорачивать со всеми вытекающими. На 1/2 мощности прыжки снимал! выдержка была 1/250 и все четко! Видимо с уменьшением света от вспышки больший вклад в картинку начинает вносить постоянное освещение, при котором 1/200 уже мало для заморозки движения, будьте бдительны в общем.
  • 23.12.2015 Павел
    Ольга радиосинхронизатор вам поможет
  • 21.12.2015 Ольга
    Игорь, огромное спасибо! У меня вспышки Youngnuo, но как сделать так, чтобы родители не могли поджигать их своими накамерными вспышками. А то у меня в последний раз такое было светопредставление.
  • 18.12.2015 Наталия
    Игорь, поясните пожалуйста, как вы закрепили вспышку номер 3? получается, она закреплена в самом углу? какой рассеиватель на ней надет? Заранее спасибо
  • 08.12.2015 Диана
    Скажите пожалуйста, друзья, вспышки "пыхают" или светят? Ведь если "пыхать", это будет отвлекать деток и мешать проведению утренников. Получается, что светят весь утренник, кроме той, что за шторкой слева). Спасибо заранее.
  • 27.11.2015 Дмитрий
    Спасибо Игорю за статью. Прошлый новогодний утренник светил тремя вспышками. Две были на стойках с зонтами на просвет от потолка, одна на пианино. Освещение получилось в виде треугольника, только не совсем ровного. Все вспышки были в режиме M . Мощность рисующего 1/8, контрового 1/16. Использовал 2 объектива 24-70 2.8 и 70-200 F 4 cо стабом, На выходе фотографии практически не нуждались в обработке. Только небольшая светокоррекция и немного резкости. Камера 5д марк 3. К вспышкам всегда подключаю батарейные блоки и забываю про замену аккумуляторов. Есть очень хорошая книжка автор Адам Дакворт. Практическое руководство при съемке со вспышкой. Много полезной информации
  • 26.11.2015 Александра
    Спасибо большое за статью! Проблема очень актуальная и ваш опыт как нельзя более кстати. У меня технический вопрос. Сразу скажу, что пыталась решить проблему у консультантов в фото магазинах, но или мне так "повезло", или они действительно понимают в фототехнике ещё меньше моего. Я правильно понимаю, что на каждую вспышку вешается свой синхронизатор? И если у меня уже есть вспышка кенон, которая не может исполнять роль ведущей, а я хочу купить дополнительную обязательно она тоже должна быть кенон или мне достаточно купить недорогую китайскую? И аналогично с синхронизаторами. Есть комплект синхронизаторов. Для доп вспышки нужна та же модель? Или подойдёт любой?
  • 22.11.2015 Александр
    Игорь, здравствуйте. Спасибо за полезную и своевременную информацию. Можно ли обойтись эффективно двумя вспышками- одной для фона и второй в потолок или, например, вторую лучше поставить сбоку? Наверняка у Вас у был такой опыт:)

    - Да конечно можно. Надо исходить из имеющихся ресурсов. Одна вспышка на подсветку заднего плана, вторая на детей через зонт сверху-сбоку. От потолка больше не хочу рисующий свет пускать, обработчики потом матерят, а я икаю. Слишком много паразитных оттенков от стен приходит.

  •  
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей