На одной волне »»» Часть 4
Пристройка к любимому способу восприятия мира собеседника
Каждый человек имеет свой уникальный способ восприятия окружающего мира. Сегодня мы поговорим о том, как научиться присоединяться к очередному индивидуальному различию. Помните: превращая между партнёрами по общению различия в схожести, мы углубляем контакт и развиваем взаимопонимание.
Однажды я консультировал женщину, которая начала нашу работу с заявления: «Если в моей семейной жизни ничего не изменится, я буду вынуждена расстаться с мужем».
- А что Вы хотите изменить в своей семье?
- Со стороны может показаться, что мы – идеальная пара. Муж меня любит и ценит. В общем, у нас всё хорошо. За исключением одного момента. Одного, но очень для меня значимого – мой муж не говорит о своих чувствах ко мне.
- Но он их как-то выражает?
- Да, он их постоянно показывает. Например, дарит мне цветы и красивые вещи. Ожидая меня с работы, может навести идеальную чистоту в доме. Но это не то, чего я жду от него.
- Чего же Вы хотите?
Женщине было легко рассказать о своих желаниях, так как это было в её личном опыте ранее. Первый муж любил нашептывать ей слова любви и произносил их каждый день, что делало мою клиентку поистине счастливой, но, к сожалению, он умер. Второй муж постоянно показывал ей свои чувства, но она хотела о них слышать (!). Кому-то может показаться, что эта проблема яйца выеденного не стоит, но для моего клиента это был вопрос из серии «Быть или не быть?»
Человек воспринимает мир посредством органов чувств. Зрение, слух, ощущения – вот двери нашего восприятия. Мы все используем эти каналы связи с миром, но каждый из нас предпочитает какой-то из них. Используя один из каналов восприятия в качестве любимого, человек привыкает передавать информацию по нему. Есть, конечно, гармоничные личности, у которых всё уравновешено (их можно узнать по белым крылышкам на спине :), но большинство людей в этом вопросе очень индивидуальны.
Проблемы начинаются тогда, когда собеседники не хотят замечать этих различий и учитывать их в процессе общения, что особенно актуально для близких людей. В вышеописанном случае ясно, что женщина – ярковыраженный слушатель. Об этом, кстати, говорили её успехи в музыке и освоении иностранных языков (она знала английский и японский (!).
Нетрудно догадаться, что её супруг был зрителем, а потому не уставал показывать ей свои чувства. Конфликт возможно избежать. Достаточно проявить чуткость к индивидуальным особенностям друг друга и пристроиться к предпочитаемому способу восприятия и передачи информации. Этот приём эффективен не только с близкими, но и малознакомыми людьми. Но как же узнать, кто наш партнер по общению: зритель, слушатель или любитель ощущений? Ключами доступа к предпочитаемому каналу собеседника будет информация о поведении человека, его привычках, хобби и увлечениях, манере говорить и слушать. Важно также, как он выглядит, во что одет.
Начнём с внешнего вида. Ведь именно эта информация доступна нам в первые секунды общения. Зритель любит одеваться красиво. Он может истязать себя тесной обувью, неудобными костюмами. Приоритет для него - красота.
А вот у любителя ощущений всё наоборот. Главное для него, чтобы одежда была комфортной, пусть даже это будет балахон.
Во что же одевается слушатель? Его одежда украшена бубенцами и колокольчиками, а под мышкой у него волынка? А если серьёзно, то он любит прислушиваться к мнениям и рекомендациям, а потому одевается модно.
Зная интересы и предпочтения человека, можно сделать немало выводов. Зрителя волнует и притягивает красота мира. Он не устает любоваться его красками. Хотите посетить с ним какое-нибудь мероприятие? Главное, чтобы оно было зрелищным. Кстати, образы его фантазий и представлений по силе аналогичны реальным, а потому привлечь внимание зрителя можно простой фразой: «Ты только представь…» или «Смотри, какие перспективы открываются перед нами …» Это, без сомнения, не оставит его равнодушным.
Слушателям близок мир звуков и нот. Часто они одарены музыкально и лингвистически. Фраза: «Послушай, что я тебе скажу», - пролетит мимо ушей зрителя прямо в душу слушателя, всколыхнув в ней самые чувствительные струны. А вот звук соседской дрели может привести к большому конфликту, которого можно легко избежать, сказав соседу-слушателю: «Скажите, пожалуйста, когда Вас не будет дома? Собираюсь просверлить пару отверстий в стене. Не хочу, чтобы Вы слышали это жужжание».
Любителей ощущений привлекают комфорт и уют, вкусная еда, отдых и развлечения, которые можно прочувствовать всем телом: баня, массаж, плавание, на худой конец, удобный диван в комплекте с каким-нибудь длинным многоярусным бутербродом. Фразы «У меня такое ощущение, что…» или «Я чувствую какой-то подвох» моментально включают внимание собеседника этого типа.
Рассматривая интересы и предпочтения людей с различными приоритетами восприятия окружающего мира, мы незаметно вышли еще один отличающий их фактор – любимые слова и выражения. Речь – это инструмент мышления и его продукт одновременно, а потому, узнав любимые слова и выражения слушателя, зрителя и любителя ощущений, мы сможем, во-первых, лучше отличать их, а во-вторых, быстрее находить контакт с ними, лучше понимать друг друга. Это похоже на общение с иностранцем. Все, что вам нужно сделать – это выбрать язык, понятный обоим и общаться на нем.
Итак, на каком языке говорит зритель? Его речь переполнена словами, словосочетаниями и даже предложениями, имеющими прямое отношение к зрительному восприятию. Например, слова: видеть, выглядеть, выслеживать, затуманить, зрелище, иллюзия, иллюстрировать, картина, мрачный, обозрение, озарение, ослепительный, отчетливый, перспектива, предвидеть, присматриваться, проявить, фокус, чистый, шоу, яркий… Или выражения: я вижу, что вы имеете в виду, взгляд сквозь розовые очки, черная полоса в жизни...
Любимые слова и выражения слушателя: говорить, внятный, высказать, выслушивать, акцентировать, гармоничный, глухой, голос, громкий, диалог, дискуссия, диссонанс, комментировать, монотонный, настраиваться, отзвуки, провозгласить, слушать, созвучный, ударение, шум. И выражения: говорить на тарабарском языке, пропустить мимо ушей, задать тон, держать язык за зубами, мне внутренний голос подсказал…
Ну а любитель ощущений говорит и мыслит таким понятиями как: ощущать, возбужденный, волноваться, выставлять, выпустить, вытащить, двигаться, держать, добиваться, дотрагиваться, дрожать, замереть, застрять, манипулировать, напряжение, натыкаться, осязаемый, соприкасаться, трогать, тяжелый, удобный, чувство, комфорт. И выражения: тёртый калач, чувствовать печенкой, человек с холодным сердцем, ударить по рукам, руки чешутся, палец о палец не ударил, ухватить эту идею…
Эти списки можно продолжать до бесконечности. Можете на досуге прислушаться, что произносят ваши близкие, отметив для себя фразы, которые говорят об индивидуальных предпочтениях в восприятии и передачи информации. Поначалу концентрироваться на этом занятии будет нелегко, но потом вы почти автоматически научитесь различать эти речевые ключи доступа к каждому типу восприятия разных собеседников. Быстро определять, с кем вы имеете дело, а, следовательно, легче находить с ними взаимопонимание. Вы сможете присоединиться к ведущему способу восприятия вашего собеседника, иными словами, начнете говорить с ним на его языке. Подарком за ваши труды будет не только хороший контакт, но и доверие собеседника к вам. Кроме того, это поможет избежать многих конфликтов в общении. Поизучайте особенности восприятия своих близких - вас ждет масса открытий и прозрений!
Однажды моим клиентом стала женщина 68 лет. Она воспитывала внучку-школьницу и очень ее любила. Свою любовь она выражала через различные поглаживания, прикосновения, иногда буквально затискивала внучку. Вы без труда догадались, представителем какого типа была эта женщина. Внучка ее была ярко выраженным слушателем, а слушатель, к слову сказать, вообще не фанаты обниманий и целований. Они любят ушами. Выражая свою любовь, бабушка воздействовала на ощущения внучки, а слова она использовала редко, чаще чтобы пожурить девочку. Результатом этого недопонимания была всеобщая уверенность, что никто никого не любит. Осознание и изменение стратегии взаимодействия изменило ситуацию к лучшему. Этот случай – пример того, что совершенствоваться в искусстве общения можно в любом возрасте. Надеюсь, что полученная вами информация будет не только прочитана, но и использована для эффективного решения любых жизненных задач. Продолжение цикла...
Если Вам понравилась цикл статей по искусству общения, пожалуйста, перешлите ссылку на него своим друзьям: http://www.fotodeti.ru/na_odnoi_volne0.htm