Авторский проект детского фотографа Игоря Губарева. Фотосъёмка и видеосъемка детей дома, на празднике и в детском саду. Статьи, семинары и вебинары по детской фотографии. Фотографии детей. Дипломы, фотокниги выпускников детского сада.

главная новость сайта

    Искусство общения / Темперамент в общении
  Фотосъёмка детей
  Фотографии детей
  О фотографе
  Как фотографирую
  Статьи по фотографии
  Фотоистории
  Семинары, курсы фотографии
  Смехотерапия
  Мой блог
  Видеосъемка детских праздников
  Цены
  Контакты


 
 

На одной волне »»» Часть 2

Пристройка к индивидуальному ритму и темпу

Сегодня мы продолжаем вспоминать приёмы создания контакта с партнёром по общению, способы настройки на одну общую волну с ним. Почему вспоминать? Да потому, что любой человек испытывал на себе их эффективность, но вот применять в ежедневной практике общения иногда забывает. Наверняка каждый из вас, например, пел хором в компании друзей, под гитару, сидя вокруг костра на природе или на худой конец за праздничным столом. Испытывали чувство сопричастности, взаимного доверия? Контакт был? Ещё какой! А ведь всё, что вы делали с точки зрения психологии общения – пристраивались друг к другу по дыханию, ритму, позе… Те же самые приёмы общения можно применять постоянно. С их помощью можно легко создавать и поддерживать контакт и взаимопонимание даже с незнакомыми людьми. Итак, продолжаем исследовать различные способы пристройки (присоединения) к партнёру по общению.

Общий ритм

Укачивая ребёнка в прошлой статье и запевая с друзьями возле костра в этой, мы не только синхронно дышали с ними, но и проживали эти моменты в едином ритме. Это сближает, создаёт ощущение сопричастности. Что бывает, когда внутренние ритмы собеседников рассогласованы? Вам когда-нибудь приходилось общаться с подростком, слушающим плеер, пусть даже в одном наушнике? Даже если он вас слышал, то уж точно не Услышал. Это был разговор двух инопланетян. Ваш собеседник был с планеты «Бум-бум-бум». Ваша же планета могла называться, например, «Ля-ля-ля». О каком контакте может идти речь?!

Понятно, что единый ритм сближает и делает людей не только более понятными, но и приятными друг другу. Такой ритм можно задать с помощью музыки или общего ритмичного действа, например, игры в теннис, но это бывает не всегда возможно, да и вкусы у всех разные. Но что вы можете сделать в любой ситуации, это почувствовать психологический ритм собеседника и подстроиться к нему.

Каждый человек обладает уникальной динамикой своих жизненных ритмов. Все мы предпочитаем двигаться, перерабатывать информацию и реагировать на влияния окружающей среды с той скоростью и силой, которая нам наиболее свойственна по природе. Это напрямую связано с врожденными или, как говорят психологи, индивидными чертами. Одной из значимых таких особенностей является темперамент. Темперамент - врожденное свойство нервной системы и в течение жизни человека остается неизменным. Это необходимо учитывать в процессе общения, чтобы избежать недопонимания и конфликтов.

Темперамент в общении

Общеизвестное деление темпераментов на четыре типа очень условно, но помогает понять суть этих психологических различий. Сангвиник и холерик обладают быстрым типом нервной системы, а значит, они живо думают, действуют и говорят. Но сангвиник, в отличие от холерика, способен эту скорость контролировать, являясь одновременно быстрым и уравновешенным. Среди людей, обладающих медленными типами нервной системы, уравновешенный – флегматик.

Тип нервной системы задан от природы и изменить его нельзя. Но что может сделать каждый из нас – это использовать сильные стороны своего темперамента и быть чутким к темпераментным особенностям других людей, научиться к ним пристраиваться.

Как же проявляются в общении особенности каждого темперамента? Для наглядности рассмотрим ярких представителей каждого из типов:

Холерик думает, а, следовательно, говорит быстро и эмоционально. Ему трудно удержать мысль, потому он перепрыгивает с темы на тему. Воспринимать информацию он привык тоже быстро. Долгие и подробные объяснения могут даже его разозлить. Холерику нравятся собеседники, которые умеют вовремя задавать уточняющие вопросы, помогая удержаться в теме разговора и углубиться в неё. Чтобы превратить этих неуравновешенных говорунов во внимательных слушателей, ваше сообщение должно быть эмоциональным, образным и динамичным. Островки юмора в этом потоке слов помогут удержать внимание холерика, которое очень любит перескакивать с одного на другое.

Сангвиник в общении активен, но уравновешенность помогает ему пристроиться к любому собеседнику. Он способен четко выстроить линию изложения своих мыслей и следовать ей. Медлительный рассказчик скорее нагонит на него тоску, чем разозлит. Ключ к сердцу и душе собеседника с этим типом темперамента - внимательное, а вернее, активное слушание (приёмам активного слушания в рамках этого цикла будет посвящена целая статья).

Флегматик очень основателен по жизни и в общении. Долго вникают в тему, но, вникнув, копает очень глубоко. В изложении мыслей последователен, но иногда слишком углубляется в детали. Очень стабилен эмоционально, поэтому создаёт впечатление хладнокровного, сдержанного собеседника. Флегматики любят, когда их основательность замечают и оценивают по достоинству. Пара уточняющих вопросов к его подробному объяснению помогут вам углубить контакт с ними.

Меланхолик обладает медлительным и неуравновешенным типом нервной системы. Его эмоции нестабильны, он сверхчувствителен к критике, а потому в общении с ним надо быть очень корректным. Шутки на грани фола могут закончиться морем слёз и нескончаемой обидой. Сильная сторона меланхолика – способность тонко чувствовать настроение собеседника, безошибочно читать его эмоции.

Еще раз подчеркну, что деление всех людей на четыре типа темперамента очень условно. Ошибка – навешивать ярлык на человека, а потом удивляться, почему его поведение этой бирке не соответствует. Но быть чуткими к темпераментным особенностям партнёра по общению, учитывать их и присоединяться к ним – путь к очень глубокому контакту, а, следовательно, взаимопониманию.

Если вы не хотите «прогибаться» под особенности нервных процессов своего собеседника, конфликты в общении гарантированы. Представьте, например, что начальник - ярко выраженный флегматик, который начинает объяснять что-то своему подчинённому – безудержному холерику. Делает он это так, как сам привык и любит: заходит издалека, долго, но зато последовательно и методически всё раскладывает по полочкам, не упуская ни одной детали. Да, флегматики, они такие: долго запрягают, зато потом их не остановишь. А холерику, который моментально впрыгивает в тему, трудно удержаться от перехода к активным действиям. Эти длинные и подробные объяснения могут его вывести из себя. «Ты что, меня за дурака принимаешь или считешь каким-то заторможенным», - уж если не скажет вслух, то точно подумает холерик. Ну а так как он человек эмоциональный и эмоции свои сдерживать не привык, то мысль эта мигом отразится на его лице. Холерику вообще легче ошибиться и переделать, чем всё заранее осмыслить и спланировать.

В семье также возможны конфликты, если различия в темпераментных особенностях родителя и ребенка или мужа и жены сильно выражены.

Представьте ситуацию: родитель – яркий холерик что-то быстро и эмоционально объясняет своему ребенку меланхолику (медлительному и неуравновешенному). Информация может не пройти через «двери» его восприятия, следовательно, не будет переработана и отложена в копилку жизненного опыта. Но это только полбеды. Сам факт того, что информация прошла мимо ушей ребенка, может быть воспринят родителем как непослушание, проявление негативизма по отношению к взрослым, отрицание родительского авторитета и т.д. Всё это безмерно злит взрослых. Согласитесь, ребенку в такой ситуации не позавидуешь!

Сделать общение лёгким и приятным, лучше понять друг друга поможет присоединение к ритму партнера по общению. Вам не обязательно делать это постоянно. Но на этапе установления контакта желательно. И ещё тогда, когда вы хотите, чтобы ваше сообщение было не только услышано, но и понято, и принесло пользу.

Теперь хочется поделиться с вами другими приёмами создания и поддержания контакта, но это уже в следующей статье. Чтобы не скучать в ожидании продолжения, поизучайте, пожалуйста, особенности жизненных ритмов близких вам людей и попробуйте «отзеркалить», повторить их во время общения. Будем рады, если вы поделитесь своим опытом, или опишите интересные примеры из своей жизни, прислав письмо или написав мне через обратную связь сайта. Продолжение »»»

Если Вам понравилась цикл статей по искусству общения, пожалуйста, перешлите ссылку на него своим друзьям: http://www.fotodeti.ru/na_odnoi_volne0.htm

© Губарев Игорь Николаевич

Права на статью принадлежат ООО «Издательство «Планета ЗДОРОВЬЯ»

К ОГЛАВЛЕНИЮ...

 
     


На главную сайта фото дети
детский фотограффотографии детейфотосъемка детей для рекламывидеосъёмка детей для рекламыавторский фотобанк для СМИфотошкола для начинающихобучение фотографиистатьи по фотографиифотоприколыобработка фотодетский портретигровая фотосъёмка детейистории о фотосъемке детейстоимость фотосъёмки и видеосъёмкипрофессиональный фотограф МоскваАстрономия для детейfashion съёмка детейВидеоператорEnglish

Яндекс цитирования  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru