Первая фотосессия в детском саду

В прошлом году меня пригласили в Казань, да что там "пригласили", буквально вытянули за уши в в этот замечательный город провести семинар по фотосъёмке детей. Сделала это Дарья Бикбаева - руководитель крутейшего в Казани праздничного агенства и школы-студии фото и кино искусства «Кухня». Даша, очень тебе признателен за это, а ещё за гостеприимство, удивительные экскурсии, незабываемое общение! Привёз массу позитива, а главное продолжаю получать его сейчас. Вчера получил развёрнутое письмо от участника Казанского семинара - Павла Базырина о его первой фотосессии в детском саду. Паша делился своим опытом и что важно - УСПЕШНЫМ ОПЫТОМ. 

И тут меня посетила идея, почему бы не поделиться этими наработками с другими людьми, а может вообще организовать эдакую Копилку фотографического опыта. Предлагаю затрагивать не только вопросы фотосъёмки детей, но и сконцентрироваться на психологических и игровых технологиях съёмки, ну и конечно важна тема продвижения себя как коммерческого фотографа, способах продажи своих услуг, чтобы и клиенты были счастливы и мы могли работать хорошей дорогой фототехникой. А это, согласитесь и удовольствие. Да и заказчикам хорошо, они будут получать более качественный результат.

Письмо Павла, которое превратилось в первую статью этого цикла:

Первый практический опыт. : )

В общем, хочу поделиться первым профессиональным опытом в плане фотографирования детей. По образованию я – архитектор. До этого я проработал больше 15 лет дизайнером. Но фотографией увлекаюсь давно, еще со школьных лет…

В октябре прошлого, 2010, года посетил семинар Игоря в Казани. Вдохновившись, после этого устроил несколько портретных фотосессий знакомых детей(детей нескольких друзей) у себя дома и у них, отснял детский день рождения знакомой девочки в развлекательном центре. Т.е. уже кое-что было, что показать в качестве портфолио.

Начали с того, что стали обзванивать детские сады.. плюс связались с двумя детскими клубами и еще с одним клубом меня связала знакомая,детей которой я фотографировал (ей очень понравились фотографии и она меня порекомендовала). Как только начал, и сразу погрузился в работу до самого Нового года… : ) Засидки за компьютером допоздна, а иногда и до утра. В детсаду нас предупредили сразу, что родители у них покупают фотографии очень плохо. Но согласились попробовать.

Большой детский сад… Дали мне на пробу 2 группы, и получилось! Узнав результаты, что у нас получается, и что у нас покупают, нам дали отснять еще несколько групп. Снимал портреты с установленным (импульсным) светом и репортаж в процессе игры или занятий. В результате родителям предоставлялись листы 15х21 см.с превьюшками (16-20 превьюшек на листе). Можно было заказать или по одному кадру в распечатанном виде или все с их ребенком на диске плюс одна распечатанная 15х21. «Превьюшки» – очень важная вещь, как оказалось. Родители сразу видят все кадры. Во вторых – вариант записи всех кадров на CD – хороший вариант, т.к. если много кадров родитель хочет заказать, то в распечатанном виде это получится ему дорого, а все на диске - дешевле. К тому же с диска можно распечатать сколько угодно и бабушкам с дедушками тоже, и послать по e-mail… а компьютеры сейчас есть почти в каждом доме. К диску прилагается фотография тоже неспроста – чтобы человек видел сразу качество и, если он будет печатать сам, то неизвестно где. Я для эксперимента печатал одинаковые фото в разных местах, и почти все получились разные. А если печатать на принтере,то вообще могут получится непредсказуемые результаты. : )

Фотографии детей детского фотографа Павла Базырина из Сомары

Вот что я думаю: что проходят времена виньеток и костюмированных фотографирований (то, что сейчас у нас в Самаре и практикуется), а приходит время как раз формата живой съемки. Родители в основном хотят качественных и ЖИВЫХ портретов (и репортажная съемка их тоже интересует, в процессе так сказать, занятий и игры, и даже во время еды : )).

Фото детского фотографа Павла Базырина, Самара, тел. 8 927 600 87 21

Прошу не путать это с форматом «shoot and burn» («снимаешь и прожигаешь диск»), т.к. я снимаю в RAW, и на постобработку уходит больше времени, чем на съемку, зачастую гораздо больше. Конечно, первый раз очень волновался. Идешь ведь к совершенно незнакомым детям. Очень помог семинар Игоря, конечно. Во-первых, пристройка по росту – очень важно!!! И это хорошо делать сразу, при знакомстве, как только заходишь. Ну, т.е. не сверху вниз, а присаживаешься на их уровень. Очень важно сразу не напугать. Я понял, что дети меня после некоторого знакомства уже не боятся.

Групповые фотографии детей. Фото Самарского детского фотографа Павла Базырина

Я вообще по характеру неконфликтный человек. В жизни это вообще не всегда хорошо, а здесь как раз, я думаю, играет положительную роль. Ну и еще я не люблю лицемерие… и соответственно не люблю этого в общении с людьми, уж особенно с детьми. А они, дети, это чувствуют, мне кажется. Были уже случаи, когда фотографировал детей, которые были запуганы предыдущим каким-то фотографом. Через какое-то время они переставали меня бояться. Еще таким детям, как я понял, помогает расслабиться, когда показываешь им фотографии на фотоаппарате, даешь понять, что фотоаппарат не страшнее игрушки, а даже интересная такая штучка. Можно разрешить нажать на кнопочку, вместе с ребенком сфотографировать игрушку и показать, чего получилось.… : ) И когда я вижу, что они уже не боятся, а сами уже делятся тем, что у них есть… это очень приятно, конечно… : ) Когда в портретном режиме отснял уже несколько человек, те, кто уже фотографировались, хотят продолжения банкета! : )

Фото замечательного детского фотографа из Самары Павла Базырина

Для детей - это игра. Вспомнил вот еще такой момент, пока недалеко отошел от темы. Пришел в одну группу фотографировать, воспитательница сразу говорит «Здравствуйте, заходите. Но мы вас заранее не любим». Сначала я немного опешил. Думаю «Вот так встреча. Почему? она же меня первый раз видит», но через некоторое время понял. Это – впечатление, оставленное предыдущим фотографом. И была она так вначале настороже, недоверчиво поглядывая… Но через некоторое время она, понаблюдав, изменила свое отношение и смягчилась. Очень помогает для пристройки и то, что они – хозяева, а я пришел в гости (если на их территории). Опять же советы Игоря здесь помогли. Были случаи, когда приводят девочку например, из другой группы сфотографировать. Это может быть очень сложная ситуация, т.к. и присмотреться еще не успела к незнакомому дяде, да еще и территория чужая. Одну девочку так и не смог сфотографировать нормально как раз из-за этого. : ( Кстати, заметил такую вещь в портретной съемке – если ребенок действительно увлечен каким-то общением с тобой, то он может даже не замечать фотоаппарат и вспышки, что время от времени возникают между вами! Работает также и другой вариант: когда ребенок играет с учетом фотографирования, т.е. игры типа «Поворачиваешься и ловишь меня глазками. Я сфотографирую и покажу тебе, поймал ты меня глазками или нет». И он это делает и говорит: «Покажи!» Показываю кадр на фотоаппарате: «О! Молодец! Поймал! Давай еще попробуем!» : )

Портрет ребёнка, сделанный в игре с ним Павлом Базыриным - детским фотографом из Самары

Действительно очень тонко дети чувствуют… и я думаю, чтобы они открылись для тебя, нужно и самому быть открытым по отношению к ним. Помогает их расслабить и не бояться аппаратуры еще и вовлечение в процесс установки штативов, рассказ о том, как чего работает. Это же конструктор! Раскрытие лайт-диска – это вообще восторг! Я им показываю свернутый лайт-диск, говорю: «Смотрите – фокус!» и раскрываю. : ) Правда, однажды заигравшись, мне они чуть фотоаппарат не сломали.. (разрешил понажимать на кнопочки.)))) Надо еще мне учится их успокаивать… Да и вообще многому еще учится, и в плане психологии особенно. В плане детского юмора что могу написать… Фотографировал трех друзей, двое смешили третьего по моей просьбе, говорили типа «а у тебя вместо головы – морковка! Ха-ха! А у Миши вместо головы – кастрюля!» : ) И смеялись как будто там не знаю чего…. ))) Пытаюсь искать в интернете о детском юморе, но мало что можно найти к сожалению… Ну и конечно, фотать быстро навскидку – это навык, приходящий только с опытом. Если кто (если такие есть), послушавши семинар Игоря Губарева, думают, что «ну теперь я умею», они сильно ошибаются. : ) Я занимался каратэ (Кёкусинкай) какое-то время, там в принципе тоже: никаких секретов нет, все вполне объяснимо, но чтобы уметь это и достичь мастерства нужно ни один год заниматься, а в идеале еще и каждый день. : )

Фотосъёмка детей в детском саду Самары, фотограф Павел Базырин

Делать что-то безвозмездно воспитателям – хорошее дело. Я имею ввиду, например, фото их детей, внуков или что-то такое. Воспитательница например, одна попросила отреставрировать старое фото ее детей – выцвело почти все. Дочь и сынишка стоят у ёлочки. Я отсканировал, вытянул цвета и контраст.. взял деньги только за распечатку, хотя она очень хотела дать мне больше.. : ) Да и в принципе если философски смотреть, даже во время съемки нужно ребенку что-то давать (я имею ввиду в эмоциональном плане, в плане общения, игры, интересного времяпровождения, и, может быть обогащения его каким-то небольшим новым знанием или показ кадров с фотоаппарата)… Точно, что для них важен сам процесс.

Еще моменты… Часто, увлекаясь эмоциональным состоянием ребенка, не замечаю каких-то неопрятностей в одежде (например, у девочки майка торчала сверху из-под платьица. Пришлось потом корректировать этот момент), или пятно какое-то. Помогала супруга, если была в это время рядом. Она эти моменты лучше подмечает. Но бывают такие вещи, которые можно исправить только в фотошопе. Например, снимал в детском клубе двух девочек (так получилось, что несколько детей не пришли, и вот было только двое). Так вот у одной девочки что-то было с губами – как будто сильно обветренные. Потом оказалось, что это она упала в садике, и разбила губы. И кадры с этой девочкой пришлось редактировать. Насчет детского клуба. До этого у них уже фотографировал фотограф, как раз, как я понял по рассказам, в формате «shoot and burn». Джипеги без обработки… Например одна мама сказала, что у того фотографа и сопли могли остаться у детей… т.е. родители это замечали. Кстати, когда снимал в Бэби клубах, там момент такой… Там дети какое-то время занимаются в основной комнате с преподавателем, потом перерыв, все бегут в игровую. В основной комнате стены почти белые, в игровой комнате – розовые. В коридоре – светло-голубые. На цвете лиц это тоже отражается. Когда снимаешь в RAW, то при обработке в Camera RAW эта проблема решаема без ущерба для снимка.

Пару слов про групповые детские фотографии. : ) Если бы я плохо знал фотошоп……… В общем, если детей больше пяти, это очень сложно - сделать такие групповые фото, где все получились бы хорошо. : ) Можно сделать 25 кадров, и ни один из них не будет идеальным. : ))) Вот после новогоднего утренника я делал групповой портрет в детском саду. Примерно 20 человек детей с воспитательницей, и с моей стороны еще их родители по обеим сторонам от меня, некоторые из которых что-то говорят своим детям…типа «Леша, улыбнись! Танечка, быстро убери ручку от ротика», а некоторые и фотографируют своим фотоаппаратом. Ну и я на себя привлекаю внимание в это время. : ) Сделал около 30 кадров. Потом сидел в фотошопе не один час, чтобы получился хороший групповой снимок. : )))

Еще вначале была у меня такая проблема: большая проблема с профилем фотошопа. Проблема была в том, что в печати получалось все несколько бледнее, чем на экране. Вот уж, в чем был уверен, на том и споткнулся. Сначала я думал, что дело в настройках монитора. Изменил настройки, но не сильно помогло, потом только осенило, что ведь в связи с покупкой Nikon D300S (незадолго до семинара в Казани, до этого фотографировал D40) мне пришлось устанавливать новую программу Camera RAW, да и фотошоп новый ставить. Вот с этого и начались, оказывается, проблемы. Файлы, что я открывал из NEF, у меня оказывались с профилем Adobe RGB. Вместо sRGB. В этом и оказалась вся проблема. Вот еще с чем столкнулся: место на компьютере катастрофически стало заканчиваться (RAW занимают немало места, да плюс джипеги из них). Купил еще жесткий диск на терабайт. Они сейчас хорошо – недорогие стали. : ) Архивы пишу на DVD (может скоро на Blue Ray будем писать. На них больше умещается). Но в любом случае совет начинающим: рекомендую оставлять RAW, не удалять их после перевода в джипег.

С фоном для портрета до сих пор есть некоторая проблема... как, если его переносишь с собой, сохранить его не мятым и без складок. Много времени уходит в общей сложности, я заметил, на постобработку фона в фотошопе… Еще был момент: заднюю вспышку направлял слишком высоко, на метр от пола, теперь свечу ей ниже, чтобы освещение было более равномерное. Вот еще вспомнил момент, с которым столкнулся: если идете снимать портреты, захватите с собой бутылочку с водой или с лимонадом или чаем. Это поможет, когда пересыхает во рту. Ну вот некоторые моменты, с которыми я столкнулся в начале. Это не все, но всего не напишешь, а я и так уже написал больше, чем собирался. : )

Павел, детский фотограф, Самара, моб.: 8 927 600 87 21, e-mail: pavl2011@yandex.ru

По моему, замечательный первый опыт. Не напугать детей, сделать процесс интересным и захватывающим для них и дружить со всеми. Павел, я полностью разделяю твою философию, ну и конечно серьёзный подход к обработке фото, сам не сплю ночами из-за этого:)

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 13.02.2016 Анастасия
    Спасибо, за познавательную статью. Если позволите, вопрос... А как Вы утверждаете окончательный макет альбома с родителями до вывода в печать? Заключаете ли договор?
  • 08.05.2015 Владлен
    Здравствуйте, Павел! Да, уж, со стенами Вы верно заметили... Долго ломал голову, почему утренники при искусственном освещении получаются ярче, чем со светом из окна, потом понял - стена ядовито-зеленая, половина лица с зеленью, половина нормальная - работы только прибавилось. Прочитать бы раньше Вашу статью... Хорошо хоть в РАВе всё осталось. Снимаю для себя, для группы, для знакомых, короче, бесплатно. Спасибо за статью, нашел полезные моменты. С уважением, Владлен.
  • 21.11.2013 Александр
    Здравствуйте Павел! Спасибо за ваши статьи очень позновательно. Хотел бы получить от вас совет по поводу группового портрета. Собираюсь к дочке на утренник немного пофотографировать. Подскажите подробно как подобрать правильно экспозицию с применением внешней вспышке какие настройки установить как камеры так и вспышке, на каком расстоянии снимать группу из 20 человек каким фокусным расстоянием пользоватся при групповом портрете?
  • 15.11.2013 Юрий
    Как мне не хватало этого материала, сейчас все переосмысливаю и буду исправлять ошибки. Игорю Губареву за сайт большое спасибо . Павлу-за идеи .
  • 06.11.2012 Егор
    Вот оказывается как Павел начинал свою фотографическую деятельность. Прошел так сказать нелегкий путь от D40 к D4 :) Павел действительно мега - фотограф!!! Профессионал своего дела. Дети от него без ума, фотографии получаются бесподобные. Очень понравилась его работа на выставке "Радуга детства" в Крокус Экспо!!! Рад знакомству с Павлом!!! Большущей удачи ему!
  • 10.09.2012 Артур
    Спасибо огромное за статью, а идею с превью вы очень здорово подметили)
  • 13.07.2012 Владимир
    Вообще-то я в садиках больше видео праздников снимаю (двухкамернаz съемка, сам справляюсь)))), но если отсутствует фотограф, то родители часто просят поснимать фото, в т.ч. и груповые. Приему этому меня научил знакомый фотограф и он реально действует. Итак, когда дети выстроены и остается только нажать на спуск, надо попросить родителей чуть отойти и ОТВЕРНУТСЯ вообще, при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО в двух словах обьяснить зачем, в шутливой форме добавить, что дети никуда не денуться и их никто не съест, ну а детей заинтересовать, например клоунским свистком, или спросить какая буква алфавита самая смешная (в смысле "и"), это в зависимости от возраста. Ну как то так. Мне очень помогает.
  • 15.01.2012 Павел
    Алексей, еще хочу уточнить еще о том, что я писал выше. Профиль Adobe RGB, конечно, имеет право на жизнь. В идеале даже ЛУЧШЕ обрабатывать фотографии в нем, т.к. он охватывает бОльший спектр, чем sRGB, особенно если серьезная длительная обработка. Но в итоге лучше сохранять в sRGB, т.к. печатают лаборатории в sRGB. Юлианна, спасибо за отзыв. Статью я сам писал вдохновленный, видимо это передалось Вам. :) Кстати, насчет видео, было уже раза два, когда чья-нибудь мама говорит: - А что, видео не снимали? Только фотографии? Говорили же, что съемка будет? Т.е. некоторые не знают, что может быть не только видеосъемка, но и фотосъемка. И такие случаи наводят на мысль, что фото плюс видео, то есть фотограф и видеограф вместе - очень интересный вариант для съемки в детском саду или детском клубе.
  • 13.01.2012 Юлианна
    Замечательная статья! Сама видеодизайнер и параллельно делаю видеосъемку и монтаж в детских садах. Но ОЧЕНЬ хочу научиться снимать профессиональные фото! Читаю разные статьи, чтобы понять с чего начать... Эта статья меня сильно вдохновила.. А ведь на самом деле, фотография - это настоящее искусство!
  • 16.12.2011 Павел
    Здравствуйте! Можете работать в AdobeRGB, конечно, как например пишет тот же Скотт Келби в книге по обработке фото в фотошопе CS3, НО советую сохранять конечный файл в sRGB. Попробуйте распечатать в фотолаборатории файл AdobeRGB, и увидите большую разницу с изображением в фотошопе. Или элементарно послать кому-нибудь по и-мэйлу, и посмотреть, как он отображается в почте. Скотт Келби тоже об этом упоминает в книге, о том, что если печатаете не только у себя на принтере, то нужно перевести в sRGB. Осенью купили раскладной фон 1,5х2 м - с одной стороны голубой, с другой - серый. Классная штука. Сворачивается в круг и не занимает много места... Все больше убеждаюсь в том, что игра помогает найти общий язык с детьми... Пора писать новую статью, наверное.. : )
  •  
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей