Вспышка - зло или палочка-выручалочка фотографа

На сайтах многих детских фотографов можно встретить примерно такую фразу: "Я закончила академию фотографии и снимаю только с естественным светом". Причём, преподносится это явно как преимущество. Видимо, именно там им объяснили, что вспышка - это зло, а потому её просто не должно быть в арсенале фотографа. Читал также мнение, что вспышка отвлекает ребёнка и он ведёт себя неестественно. Думаю, если светить ребёнку прямо в лоб, это будет его не только отвлекать, но и вредить здоровью. Но существует масса способов работы со вспышкой, когда модели просто не замечают импульсов. Один раз я снимал семью с годовалым ребёнком в студии и на 350 кадре они мне сказали: "С вами так весело и интересно, но когда же будем фотографироваться?". То же происходит, когда я работаю с очень мощным импульсным светом (до 1500 Дж), чтобы осветить большие помещения, где проходят выступления или детские праздники. Заказчик иногда недоумевает - стоило вести и устанавливать всё это оборудование, если оно всё равно "не работает". Но потом видит на фотографиях, как это работало. Теперь вернёмся к началу.

А может, действительно, не заморачиваться и работать только с естественным светом? Когда он есть - это оптимальный вариант, правда управлять его направлением не всегда получается. Огромные окна позади выступающих на празднике детей и куча силуэтных фотографий вам обеспечена. Только заказчики могут этого не понять, а ведь именно они говорили, что света будет полно, вспышка точно не потребуется. Другой вариант, когда приходится снимать в помещении, где нет окон или за окнами нет солнца. В таких случаях говорить клиенту, что я не снимаю без естественного света или считать люминисцентные лампы естественным светом, продолжая чихать на вспышку? Можно и так, но зачем тогда производят фотовспышки и импульсные моноблоки - профессиональные инструменты фотографа? А может быть, чтобы расширить творческую свободу и сделать возможным получение качественных фотографий в любых условиях освещения.

Съёмка без солнца
Здесь естественного освещения не было, плюс к этому занавес и задник сделаны из бархата - материала, который почти не отражает свет, а потому при съёмке без дополнительной подсветки выглядел бы как черный провал.

Передний план освещён импульсом моноблока hensel Expert Pro 1000 (рефлектор 7

Передний план освещён импульсом моноблока hensel Expert Pro 1000 (рефлектор 7", рассеиватель-потолок), задний - hensel Expert Pro 500 (рефлектор 7", шторки). Синхронизация этих осветителей велась по радиоканалу, а значит, импульс НЕ срабатывал на вспышки других фотографов.

На фото справа слегка подсвечен + контровой свет сзади-справа выделяет кучеряшки девочки.

А здесь тот же задник (тёмно-синий бархат). На фото слева вообще не подсвечен. На фото справа слегка подсвечен + контровой свет сзади-справа выделяет кучеряшки девочки.

Съёмка против солнца
Здесь вспышка предпочтительнее лайтдиска, так как отражатель слепит глаза моделей, заставляя их щуриться. В случае работы с импульсным светом (со светоформирующими насадками) модель стоит спиной с солнцу с широко открытыми глазами, а задний план буквально купается в лучах солнца. Кроме того, многие малыши боятся отражателя, а тот, в свою очередь, боится ветра.

Удалённая от камеры вспышка nikon sb900 в руках ассистента, серебряный зонт на отражение.

Удалённая от камеры вспышка nikon sb900 в руках ассистента, серебряный зонт на отражение.

Съёмка без солнца и против света, например, на фоне ночной иллюминации или архитектурной подсветки. Без подсветки мы получили бы силуэтное изображение семьи на фоне красивого заднего плана.

Съёмка без солнца и против света, например, на фоне ночной иллюминации или архитектурной подсветки.

Свет внешней системной вспышки через рассеиватель.

Солнце за густыми облаками. Света достаточно, но очень рыхлого, бестеневого.

Свет ведомой вспышки использовался как рисующий, формирующий светотеневой рисунок и повышающий контраст.

Здесь свет вспышки использовался как рисующий, формирующий светотеневой рисунок и повышающий контраст. Вспышка от золотого зонта (фото слева), позволила намеренно разбалансировать цветовую температуру освещения объекта и заднего плана (сделать снег холодного оттенка).

Кроме того, импульсный свет позволяет получить ряд эффектов.

Замораживание объекта при съёмке на длинных выдержках. Длинные выдержки необходимы для достижения эффекта смазывания в движении или проработки заднего плана. Общий принцип прост - импульс вспышки очень короток, а потому основная чёткая проработка объекта происходит только в малую часть выдержки. Задний план прорабатывается всё то время, пока затвор открыт - намного дольше импульса. Как правило, я всегда использую синхронизацию вспышки по задней шторке затвора, т.е. вспышка срабатывает перед закрытием затвора. Это позволяет получить след смазывания движения позади объекта, что явно показывает зрителю, что ребёнок бежал вперёд, а не двигался задним ходом, как это может показаться при синхронизации импульса шторки по передней шторке.

Замораживание объекта при съёмке на длинных выдержках.

Освещение специфичных сюжетов, например, шоу мыльных пузырей или научных экспериментов...

Как лучше осветить шоу мыльных пузырей

Сюжет подсвечивался контровым и боковым светом ведомых вспышек.

Подчеркивание фактуры с помощью контрового света.

Фактуру пара, водяных брызг также лучше подчеркнуть контровым светом ведомой вспышки.

Фризлайт или рисование светом возможно и во время репортажей. Если в кадре есть интересные источники света, да в придачу они движутся, то грех не показать эту игру света в процессе и динамике. В этом нам помогут длинные выдержки, вспышка, чтобы отрисовать людей в кадре и возможно различные движения камеры, например кручение вдоль оптической оси, зуммирование (изменение фокусного расстояния на зум-объективе прямо в процессе создания кадра.

Фризлайт или рисование светом возможно и во время репортажей

Выдержка 1/10 сек., ISO 1600

Фото слева сделано неподвижной камерой, а для создания правого снимка фотокамеру пришлось вращать вокруг оптической оси, паралельно зуммируя объектив в сторону широкого угла (до фокусного расстояния 24 мм)

Фото слева сделано неподвижной камерой, а для создания правого снимка фотокамеру пришлось вращать во круг оптической оси, паралельно зуммируя объектив в сторону широкого угла (до фокусного расстояния 24 мм).

Фотосъёмка искр костра на длинных выдержках.

Искры от костра прорисовали светом траектории своего полёта за время выдержки - 1/15 сек, а вспышка, стоящая справа, сделала чёткими и узнаваемыми детей.

Особенности фотосъёмки детей на длинных выдержках.

А здесь выдержка ещё длиннее - 1/3 сек, но дети, освещённые вспышкой сбоку, такие же резкие и объёмные, а световые следы искр длиннее и вычурнее.

Все эти размышления о работе с импульсным светом не означают, что надо пренебрегать естественным освещением. Природный свет может быть очень хорош,

Фотосъёмка детей с естественным светом.

но наличие в арсенале фотографа импульсных осветителей позволяют сделать его работу более независимой от погодных факторов и помогают сделать фотосессию разноплановой и интересной.

 

© Губарев Игорь Николаевич

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ СТАТЕЙ АВТОРА...

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 30.06.2015 Владимир
    Здравствуйте. Удивила фраза " Но существует масса способов работы со вспышкой, когда модели просто не замечают импульсов. Один раз я снимал семью с годовалым ребёнком в студии и на 350 кадре они мне сказали: "С вами так весело и интересно, но когда же будем фотографироваться?". То же происходит, когда я работаю с очень мощным импульсным светом (до 1500 Дж), чтобы осветить большие помещения, где проходят выступления или детские праздники. Заказчик иногда недоумевает - стоило вести и устанавливать всё это оборудование, если оно всё равно "не работает". Но потом видит на фотографиях, как это работало." Подскажите, как стояли импульсные источники на первой фотографии, какие использовались шторки и т.д. Можно схемку от руки? Длительность импульсов, ИСО, выдержка и т.д. Меня очень удивляет, что импульсный источник света в темноте можно не заметить. А сайт у Вас классный!
  • 05.09.2013 Павел
    Спасибо, про костер особенно понравилось)
  • 26.07.2013 Слава
    Отличная статья без воды но очень много света! :) Замечательные работы!
  • 16.07.2012 Максим
    Отличная статья! Понятная и наглядная с замечательными фотографиями.
  • 19.06.2011 Игорь
    Отличная статья!
  • 15.02.2011 Сергей
    Полезная статья)) спасибо)) фото просто замечательные))
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей