Психологическая клизма от Деда Мороза
Это случилось в одну из зимних ночей. Я проснулся как будто от предчувствия чего-то необычного. Что со мной? Я всегда сплю как убитый. Присев на край кровати, я сразу увидел его. Он сидел, развалившись в кресле и лукаво улыбаясь. Чёрт! Вы не поверите. Это был...Дед Мороз! Он начал без приветствия: "Слушай, я вообще не хожу к взрослым, потому что они в меня перестали верить, но сейчас я здесь, чтобы сделать подарок одному трёхлетнему парню - твоему сыну".
- И что же он заказал? Надеюсь, не отвесить мне пару пинков твоим волшебным валенком?
Дед хитро прищурился:
- Он попросил меня передать тебе то, что пока сам не может сказать, хотя ему очень хочется.
- Мой сын не может сказать? Да он говорит почти литературным языком в свои три с половиной года! Его речь переполнена эпитетами, деепричастными оборотами и... Короче, я не эксперт в филологии, но оратор он ещё тот. А, главное, любит поговорить. Психологи называют это, кажется, мотивацией к общению.
- Да тебя самого несёт, как я погляжу. Но ты-то понимаешь, что хорошо говорить недостаточно, чтобы СУМЕТЬ сказать, что-то важное, особенно, если это связано с душевными переживаниями. Дети воспринимают окружающий мир, выражают к нему отношения в основном через чувства. А вы, родители, взрослея, в вопросах чувств становитесь, извини, немного туповатыми. Просто воспринимай меня как переводчика с языка детских переживаний на язык взрослой логики. Короче, слушай:
Твой ребёнок хочет, чтобы взрослые воспринимали его как равного среди равных. Он нуждается в любви, но его раздражают сюсюканья и всякие "сюси-пуси". Я знаю, что ты этим не грешишь, но некоторые родственники с ними перебарщивают, поговори с ними.
Он также просил тебя быть внимательным к его открытиям. Иногда он задаёт тебе вопросы или показывает своё удивление не только потому, что сам изучает что-то новое. Он хочет, чтобы ты вместе с ним по-новому взглянул на привычные тебе вещи и явления. Он даёт тебе шанс переживать вместе с ним радость открытий так, как это бывало в твоём детстве - по несколько раз в день!
Он любит играть с тобой не только потому, что ему это интересно и поучительно. Он знает, что ваши игры полезны и для твоего развития. Вспомни, как однажды вы за день построили двадцать разных вариантов игрушечной железной дороги. Разве без его напора у тебя одного хватило бы фантазии на это?
И неужели это не делает тебя более творческим? Ты заметил, что его увлекают игры только в то, что он пока не может сделать на уровне взрослого. Например, управлять машиной. Но ты не заставишь его играть в повара, потому что он сам умеет резать салат, мыть посуду, пользоваться соковыжималкой. А это уже не игра, а работа, которую он любит. Почаще доверяй ему взрослые задачи, выполняя которые он может проявить себя.
Твой сын просил тебя не обижаться на него за то, что он так часто бывает упрям и несговорчив. Ты же хочешь, чтобы он стал человеком, который умеет добиваться поставленных целей. В этом ему потребуется настойчивость, упорство и умение отстаивать собственную точку зрения. Кажущееся упрямство - это лишь способ тренировать эти умения уже сейчас.
Помни, что дети заряжены энергией подобно быстрой оленьей упряжке. Их порывы невозможно остановить моментально, но ими можно управлять. Вместо того, чтобы что-то запрещать ребёнку, его внимание можно переключить на что-то более интересное и полезное.
Твой сын знает, что ты должен ему иногда запрещать, но часто не понимает причин запретов. Например, до сих пор загадкой для него является вопрос, почему ему надо держаться подальше от розеток и что такое ток??? И как он может быть таким опасным, если он живёт в таких малюсеньких дырочках? И почему он не причиняет вреда ни маме, ни тебе, ни даже бабушке с дедушкой? Слишком много вопросов, которые могут навредить отношениям.
Как ему всё объяснить? Говори на языке, доступном его пониманию. Забудь об абстракциях. Вы, взрослые, достаточно запутали друг друга такими словами как любовь, счастье, успех... Проблема в том, что каждый из вас понимает их смысл по-своему, если вообще понимает. Чтобы избежать путаницы в общении, запомни простые правила:
Когда ты говоришь о том, что нельзя потрогать, опиши это так, чтобы ребёнок почувствовал это, смог представить.
Если ты описываешь процесс, продемонстрируй, как он работает, преврати его в действие. Например, покажи, как ты любишь.
Кроме слов используй жесты, мимику, интонацию. Дети хорошо понимают язык тела. Кстати, слишком хорошо, чтобы пытаться быть с ними неискренними.
Помни, что дети мыслят образами, а потому твои слова должны создавать образы. Придумывай сказки, а лучше сделай малыша своим соавтором. Помнишь, в той сказке про медвежонка, которую вы вместе сочинили, твой сын учил главного героя делиться своими игрушками с другими лесными обитателями. А потом сам начал делать это, играя с детьми в песочнице.
Не смотри на ребёнка свысока. Чтобы сгладить разницу в росте, присаживайся на корточки или бери его на руки, ставь на возвышение, придумай ещё что-то, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Это поможет ему чувствовать себя с тобой на равных.
Монолог резко оборвался. Мы немного помолчали. Тут мой гость улыбнулся.
- Тысячи лет я исполняю разные желания людей. Просьба твоего ребёнка, была, пожалуй, самой нелёгкой, но интересной. Не знаю даже, получилось ли у меня... Вообще-то я с неохотой делаю сюрпризы взрослым. Проблема в том, что они в меня не верят. Но тому, кто поверит, я подарю удачу и помогу исполнить самые заветные желания.
- Считай, что я уже поверил!
- Ты можешь сделать сопричастным к волшебству и других людей, поделившись с ними.
- Ты думаешь, эта информация кому-то поможет стать лучшим другом своему ребёнку?
- Ах, вот как ты ставишь задачу? Общение с детьми не прошло для тебя даром, и ты смог научиться у них чему-то полезному.
© Губарев Игорь Николаевич
Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)