Примеры выпускных альбомов для детского фотографа Игоря Губарева.
 

Как подготовиться к фотосессии с детьми

Самым важным составляющим успеха фотосессии является состояние ребёнка, причем как физическое, так и психологическое. Фотосессию лучше всего организовать в золотое для ребёнка время, когда он чувствует себя отлично, уже выспался и покушал, но ещё не успел устать и проголодаться. Чаще оптимальными являются утренние часы, поэтому они предпочтительны для организации групповой фотосессии. Не случайно праздники в детских садах всегда планируют на утро и, наверное, поэтому и называют их утренниками. Если речь идёт о съёмке одного ребёнка, то лучше пристраиваться к его индивидуальным суточным ритмам.

Когда мы учли биоритмы ребёнка, надо подумать о его психологическом комфорте. Здесь мощно работают несколько факторов. Первый - это, конечно, место съёмки. Для большинства детей, как, кстати, и животных, новая территория является стрессовым фактором. Как говорится, дома и стены помогают. Поэтому я предпочитаю фотографировать детей на их территории (дома, на детской площадке, в детском саду, центре развития, спортивной секции…). Если выбирать не приходится, например - это съёмка детского праздника в ресторане или на игровой площадке, то лучше в самом начале познакомить детей со всеми закутками окружающего пространства и, конечно, в игровой или сказочной форме.

В давние времена, когда я работал психологом в детском центре на Бауманской, иногда подрабатывал зайцем, который помогал новеньким детям привыкнуть и быстрее освоить новый ареал обитания. Чтобы превратится в это пугливое животное (что нас объединяло и сплачивало с ребёнком), мне достаточно было надеть на руку куклу-перчатку-зайца, присесть на корточки и начать общаться с ребёнком голосом любителя морковки. Ушастый знакомился с малышом, приглашал его путешествовать и водил по всем закуткам и закоулкам детского центра, при этом рассказывая всякие байки о тех ситуациях, которые сделали его смелым и уверенным. Порой одно такое 10-минутное путешествие позволяло полноценно ввести в занятие ребёнка, который перед этим отсиживался под столом в течение месяца посещения занятий детского центра. Просто сидел под столом и наблюдал за игрой других детей… Это, конечно, пример работы с тяжелым случаем, но и я сам чувствую себя уверенней в помещении, которое мне знакомо.

Второй по значимости стрессовый фактор - человеческое окружение ребёнка (взрослые и дети). Конечно, наиболее уверенно ребёнок чувствует себя в группе знакомых детей, друзей. Но очень часто на детских праздниках дети попадают в группу совершенно незнакомых им людей. Помогают справиться с этой ситуацией различные игры и групповые экшены, направленные на знакомство и сплочённость детской группы. Клоуны, аниматоры и детские фотографы должны владеть этими приёмами.

Общие принципы всех игр на знакомство просты: много личностного взаимодействия, прикосновений, единого ритма, общего настроя. Например, хороший пример экшена на сплочённость группы является танец дикарей вокруг костра под звуки барабанов. Для сплочённости цивилизованных детей вполне подходят различные хороводы, паровозики, передача предметов или эмоций по кругу, поддержание группового ритма, например, синхронное хлопанье в ладоши или танец маленьких утят. Кстати, во многих хороших детских центрах такими сплочалками начинаются занятия с детьми. Безусловно, все эти игры можно пофотографировать, но лучше в первые минуты не хвататься за фотоаппарат, а поучаствовать в общем действе на равных, пойти в народ, втереться в доверие.

Когда мы побеспокоились, чтобы ребёнку или группе детей стало хорошо, надо позаботиться и о фотографе - человеку, которому и хлеба не надо, а только зрелищ. Зрелищность - ключевое слово в планировании фотосессии. Понятно, что главное для нас - это внешние проявления внутреннего мира ребёнка: его эмоции, жесты, пантомимика. Всё это станет смысловым центром будущей фотографии. Дети лучше всего раскрываются в любимых видах деятельности. Каких? Как надо подготовить к приходу фотографа?  Быть может, надо взять что-то напрокат или купить? Какие-то расходные материалы, оборудование или костюмы?

Ответить на эти вопросы легче, когда есть некий сценарий фотосессии или хотя бы предварительный набросок. Подготовив всё, что нам будет помогать, можно избавиться от того, что будет мешать. Если это съёмка в интерьере, лучше уменьшить количество деталей на заднем плане, оставив самое необходимое. Кучи замечательных игрушек будут "захламлять" фото, рассеивая внимание зрителя и отвлекая его от главного в кадре. А ещё яркий аляпистый ковёр, нагромождение стульев по периметру комнаты для занятий, особенно если на них разложены сумки и пакеты родителей. Всё это не обязательно убирать совсем, достаточно переместить в один самый неприглядный угол, который не будет попадать в кадр, потому что в него я поставлю штатив с осветителем и другие фототовары.

Очень важно, чтобы к фотосессии были готовы все её участники. Причем не только морально. Взрослым надо привести себя в порядок, да и детям тоже. Одеваться участникам фотосессии лучше НЕвычурно. Эмоции - вот что должно доминировать в кадре. Исключения составляют детские праздники и спектакли, а также тематические костюмированные фотосессии. В остальных случаях лучше надеть однотонную одежду без надписей и ярких картинок.

Спонтанность и экспромты хороши в случаях игровой фотосъёмки, когда фотограф является одновременно и режиссёром, и аниматором, и оператором машинного доения (если мы играем в ферму). В репортажах можно и подсказать людям, что им делать, чтобы лучше выглядеть в кадре или сюжет смотрелся зрелищнее и динамичнее. Раскрою эту мысль на трёх примерах.
- Дети рисуют, сидя за столом в детском центре. Родители стоят за их спинами и наблюдают. В кадре на заднем плане ноги. Я предлагаю родителям НЕ нависать, НЕ стоять над душой, а присесть на корточки, чтобы их лица оказались на уровне детских и эмоционально включиться в процесс хотя бы как активный наблюдатель. Или выйти из кадра.
- Фотографируя школьный урок, прошу учителя 10-15 минут задавать детям конкретные простые или философские вопросы. И вот есть лес рук и сверхактивность, а также задумчивые, ищущие мысли и куча других эмоций.
- Снимая репортаж об одном дне ребёнка в детском саду, подстраиваюсь ко дню с самым интересным и насыщенным расписанием. Или прошу воспитателей провести в этот день самые зрелищные занятия и игры, желательно разноплановые: творческие, подвижные, коммуникативные.

Не менее важно подготовится и самому фотографу к съёмке как психологически, так и технически. Фотосъёмка детей не терпит промедлений, заминок и технологических перерывов. Если мы не сможем создать интересный непрерывный процесс с частыми сменами деятельности, дети быстро потеряют интерес к нему.

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей