Глубина резкости

Теперь, когда мы знаем о диафрагме и фокусных расстояниях объектива, можно разобраться в самом ключевом понятии фотографии - глубиной резкости или ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Этот ГРИП "растёт" от самого ближнего к фотокамере резко изображенного объекта до самого отдалённого. Все вы видели фотографии очень резкие по всему полю кадра, например, пейзажи, на которых четко и фактурно прорисованы и камни, лежащие в метре от фотографа, и горы, простирающиеся до самого горизонта. Такая большая и даже бесконечная глубина резкости оправдана, если мы хотим детально показать все объекты, попавшие в кадр.

Малая глубина резкости необходима для решения совершенно противоположных задач: когда мы хотим акцентировать внимание зрителя на главном в кадре, а всё остальное сделать нечетким или даже размытым до неузнаваемости. Чаще всего это требуется при съёмке портретов, особенно взрослых людей. Резкость наводится на то, что мы собираемся акцентировать. Как правило, это глаза или даже один глаз, если требуется маленькая глубина резкости. Объекты, не попавшие в глубину резкости (морщинки, прыщики) красиво размываются, прячась от внимательного зрителя. И вся эта "ретушь", заметьте, происходит моментально, за какую-то одну сотую секунды и  без всякого фотошопа.

Как контролировать глубину резкости. Мы уже знаем, как изменять диафрагму и фокусное расстояние. Во многом глубина резкости зависит от соотношения этих двух параметров, а ещё от расстояния до объекта съёмки и физического размера матрицы. Всего 4 контролируемых параметра. Если мы хотим уменьшить глубину резкости при помощи только одного из них, то доступны следующие варианты:

- открыть диафрагмальное отверстие как можно шире (уменьшить числовое значение диафрагмы). На компактной фотокамере выбираем портретный режим съёмки (автоматика камеры будет открывать диафрагму, насколько это будет возможно, учитывая условия освещения);

- использовать максимальные значения фокусных расстояний. Снимать на узком угле обзора, если на фотокамере установлен зум-объектив или установить телеобъектив. Если мы фотографируем компактным фотоаппаратом, кнопкой зума максимально приближаем изображение объекта съёмки (наезжаем);

- приблизиться к объекту съёмки. Минимальная глубина резкости достигается при макросъёмке именно поэтому. Фотографируя цветок в режиме макросъёмки компактной цифровой фотокамерой, мы можем получить шикарное боке (так называется область нерезкого, размытого изображения);

- если есть из чего выбирать, используем фотокамеру с матрицей большего рамера. Физический размер матриц цифрокомпактов очень маленький, а потому размыть задний план цифровой мыльницей не всегда удаётся, кроме режима макросъёмки. А вот 35 миллиметровым фотокамерам (физический размер матрицы равен размеру кадра на плёнке - 36х24 мм) малая глубина резкости более подвластна. Большинство любительских и полупрофессиональных зеркалок имеют кропнутую матрицу (урезанную) чаще в полтора раза (кроп фактор 1,5 - размер матрицы 24х16 мм). При прочих равных настройках глубина резкости полнокадровых зеркалок (36х24 мм матрицей) будет меньше, чем у их кропнутых собратьев. На цифрокомпактах, благодаря их крохотным матрицам, малую глубину резкости получить сложновато (исключение составляет макросъёмка).

Мы можем контролировать глубину резкости, изменяя как один из четырёх вышеописанных параметров, так и два, три и все четыре сразу, если хотим усилить эффект - получить максимально большой или маленький ГРИП.

Если мы хотим увеличить глубину резкости, то делаем с точностью до наоборот:

- закрываем диафрагму, а на компактных цифровиках выбираем режим пейзажной съёмки;

- уменьшаем фокусное расстояние. Помните, мы говорили о "рыбьих глазах" - сверхширокоугольных объективах с фокусным расстоянием от 8 мм? ГРИП таких объективов просто бесконечен, резко всё;

- отходим подальше от объекта съёмки;

- выкидываем топовую зеркалку за 5 тыс. баксов, берём цифромыльницу.

Маленькая глубина резкости полезна, когда надо акцентировать внимание зрителя на главном, размыть неприглядный задний план, зрительно оторвать объект съёмки от фона (игра на контрасте: резкое-размытое), создать иллюзию объёма. Размытие за счёт малой глубины резкости - один из сильнейших и убедительных художественных приёмов. Применение его в фотосъёмке детей ограничено фотосъёмкой статичного детского портрета и сюжетов, участники которых равноудалены от фотографа, например, 2 шахматиста (вид с боку). При глубине резкости 2 см, вы вряд ли сможете сфокусироваться и удержать в фокусе какого-нибудь маленького вечнодвигателя или вечнопрыгателя.

Большая глубина резкости полезна при съёмке сюжетов с несколькими главными разноудалёнными от фотографа персонажами, особенно, когда они ещё и движутся, и при этом важно показать окружающую обстановку. Например, репортаж детского праздника, фотосъёмка детей во время подвижных игр и портреты, снятые в динамике, требуют запаса глубины резкости.

Какой ГРИП предпочтительнее для меня. Надеюсь, наступят времена, когда я смогу больше заниматься художественной фотосъёмкой детей. Пока приоритетом является коммерческая фотография. И здесь приходится исходить из интересов заказчика. Дизайнеры предпочитают большой ГРИП. Размыть что-то, если что, они и сами смогут, а вот вернуть чёткость выпавшим из глубины резкости фрагментам изображения, увы, не получится. Иногда приходится использовать детей как моделей для того, чтобы выигрышно показать одежду, игрушки, интерьеры, которые они оживляют. В этих случаях маленький ГРИП опять не годится. Заказчики-родители тоже имеют право видеть на репортажных фотографиях всех участников того или иного сюжета в зоне резкости. К тому же я всегда фотографирую детей в движении, даже когда снимаю портрет и тут маленькая глубина резкости - плохой помошник. Но если, например, ребёнок рисует, а задний план захламлён или аналогичные сюжеты, то я с удовольствием снимаю на малой глубине резкости.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА»»» 

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 09.05.2016 Владимир
    Игорь,когда выйдет продолжение статьи о глубине резкости? Может мне на почту просто не пришло сообщение?
  • 17.04.2016 Анна
    Спасибо Вам огромное! Всё очень легко и понятно объясняется и читается! Пробую на практике)
  • 16.04.2016 Наталья
    СПАСИБО!!!
  • 16.04.2016 Еленка-мама
    "- выкидываем топовую зеркалку за 5 тыс. баксов, берём цифромыльницу." - +100500!!!))))
  • 21.12.2013 Лидия
    Спасибо, Игорь! Все просто и понятно)))
  • 01.10.2013 Сергей
    Начал читать про Nikon D3s и на одном дыхании проглотил Основы фотографии, хотя Зоркий и Зениты любимые в детстве аппараты. Игорю спасибо за потраченное время (=деньги) и отличный стиль - понятный и доходчивый от мала до велика. Книги вам надо издавать! Очень толково.
  • 08.08.2013 Дмитрий
    Игорь, благодарю Вас за доступное и увлекательное изложение. Читал с удовольствием, притом, что никогда раньше не разбирался в этом деле! Буду ждать продолжения...
  • 15.07.2013 Маргаритка
    Спасибо ОГРОМНОЕ за человеческий язык!!)) Сколько читала статей и нравоучений по фотографии - понимала в лучшем случае через слово! А тут так просто, доходчиво и доступно!!!
  • 27.03.2013 артем
    ыпмывсшвнамщсомгыв
  • 20.03.2013 Ruslan
    Спасибо просто Огромное спасибо за такую очень полезную информацию.. всё понятно всё доходчиво описано.. С нетерпением жду продолжения..
  •  
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей