Выдержка - это не только личностная черта детского фотографа.

В отличие от человеческого глаза, дающего возможность непрерывного и динамического восприятия картинки, с помощью фотоаппарата мы ловим момент. Но продолжительность этого «момента» может быть различна: от нескольких миллисекунд,  например, одна восьмитысячная секунды, до нескольких секунд,  минут или даже часов. Выдержка – это время, пока свет попадает через объектив на светочувствительный слой. Изображение создаётся именно за этот промежуток времени.

Замораживание движения, съёмка на коротких выдержках

Выдержка 1/1600 сек

 

фаершоу, выдержка несколько секунд

Выдержка 1,6 секунды

Фото звёздного неба на выдержке 45 мин

Выдержка 45 минут, фотограф Edy Santosa
http://1x.com/member/13488/edy-santosa/

Отчего зависит время выдержки? Во-первых, от освещённости (количества света) – чем больше света, тем меньше времени требуется для создание изображения. Во-вторых, от наших творческих планов. Если нам нужно получить застывшее изображение, «заморозить» движение, мы будем укорачивать выдержку. Если же хотим показать на фото динамику, какой-то процесс в развитии, то нам придётся сознательно смазать некоторые детали объекта (например, руки у боксёра или ноги у бегуна), или задний план, чтобы продемонстрировать движение. Такое смазывание так и называется – «смазывание в движении», кстати, в фотошопе есть такой фильтр. Но поверьте, изображение, правильно полученное в процессе съёмки, всегда вкуснее и естественнее результатов компьютерной обработки. Да и зачем мучиться, если сразу можно сделать так, как хочется.

Большая выдержка не всегда полезна или Осторожно! Фототрясения! Слишком длинная выдержка – самая распространённая причина фотографического брака. Замечали, как трудно получить чёткие, несмазанные снимки при съёмке в помещении? Попробуйте нарисовать что-то, если мольберт в это время кто-то будет трясти и дёргать. А думаете легко свету запечатлится на матрице, которая шевелится вместе с камерой, особенно, если держать её одной рукой, да ещё фотографировать прямо на ходу. Встречали таких Джеймсов Бондов? Я вижу почти каждый день. К сотрясению камеры надо прибавить перемещение объекта съёмки в пространстве, особенно, если это ребёнок. Похоже на рецепт для приготовления шевелёнки – именно так называется это блюдо. На мой вкус – полная гадость, даже хуже недоваренной манной каши. Рецепт вкусного блюда прост. Стремитесь применять по возможности короткие и сверхкороткие выдержки и по возможности обездвижьте камеру в момент снимка. Штатив при съёмке детей вам вряд ли пригодится, но можно облокотиться на дерево, опереть фотоаппарат на что-то из мебели и другую окружающую нас недвижимостиь, самим задерживать дыхание в момент создания снимка (так делают снайперы, помогает). Эти правила, конечно, можно нарушать. Можно двигать камеру намеренно (съёмка с проводкой). Иногда просто необходимы длинные и сверхдлинные выдержки. Например, на фото снизу можно было удлинить выдержку до 1/30 сек, эффект смазывания в движении, возможно, выглядел бы сильнее и зрителя бы стошнило:)

Пример смазывания в движении

Выдержка 1/60 сек

Длину выдержки можно регулировать. Для этого установите на фотокамере режим «Приоритет выдержки» («S»), а далее можете удлинить выдержку или сделать её короче. Но в какую сторону крутить, видя на дисплее такие значения: 15, 30, 60, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000? Логика подсказывает, что чем больше значение, тем больше, а, следовательно, длиннее выдержка.  Но ФИГВАМ! Создатели фотографии были чересчур творческими людьми, чтобы так стереотипно мыслить. Чтобы составить правильное представление о времени выдержки, вам придётся поделить 1 секунду на указанное значение. Получаем такие дроби (о ужас, опять дроби!): 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000, 1/8000. А если по-русски, то одна пятнадцатая секунды, одна тридцатая и т.д. То есть получается, чем больше числовое значение выдержки, тем она короче, а, следовательно, запечатлённое мгновение мимолётнее. Так уж исторически сложилось главное филосовское противоречие фотографии: чем больше, тем меньше. С диафрагмой будет такая же фигня...

К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА»»» 

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 29.09.2014 Михаил
    Уважаемый Игорь! Вот эта статья, я считаю на много проще объясняет суть выдержки, диафрагмы! Я учил по этой ссылке и все понял - http://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials/camera-exposure-2.htm
  • 22.07.2013 Татьяна Солнцева
    Я считаю, что если изучить все бесплатные материалы выложенные Игорем на сайте Fotodeti.ru и хоть немного постараться вникнуть, то вполне можно считать себя профессионалом! :)
  • 06.07.2013 Слава Здоровилов
    Хоть и знаю все эти основы но так приятно почитать и по улыбаться! Замечательная, не ординарная подача материала и с юмором! :) Ваша талантливость проявляется не только в фотографии! "филосовское противоречие фотографии...", классно сказано :))
  • 08.05.2012 Ольга
    Спасибо за статьи! Сижу, читаю. *главное филосовское противоречие фотографии: чем больше, тем меньше.* -точно! )))) Спасибо за позитив и за не удлиненную выдержку на последнем фото- моя клавиатура спасена! Уже глядя на снимок, голова "едет"! Классный какой!
  • 23.06.2011 Лариса
    Прекрасно и просто объяснили, спасибо! главное с примерами)))
  • 25.05.2011 Евгения
    Отличная статья для новичка в области фотографии, спасибо!!!
  • 12.10.2010 NESS
    Просто и доходчиво! Cпасибо!
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей