Примеры выпускных альбомов для детского фотографа Игоря Губарева.
 

Фотографируйте детей, играючи!

Я знаю одну очень интересную игру, в которой все её участники (взрослые и дети) непременно выигрывают. Участников ожидает два бонуса: разделённая друг с другом радость общения и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии. Название этой игры – игровая фотосъёмка детей фотосъёмка.

Правила этого увлекательного действа просты. Вот они:

Создаём зрелищные моменты и фотографируем ихСоздавайте зрелищные моменты! «Лови момент!» - девиз фотографа. Но заветное мгновение можно ждать долго и, так и не дождавшись, уснуть, например. Может лучше сначала создать яркие сюжеты, а потом их сфотографировать? По-моему, это не только проще, но и интереснее!!! Тем более, когда речь идёт о фотосъёмке детей. Максимально ярко дети раскрываются в игре, спортивных и творческих занятиях, общении, обучении (конечно, речь идёт об игровом обучении, а не о зубрёжке). Во время таких любимых ими видов деятельности малыши выражают самые непосредственные, неподдельные эмоции, от фотографирования которых трудно удержаться.

Включаемся в игру и фотографируем этих весёлых детишекВключайтесь в игру. Фотографируя играющих детей со стороны, можно получить интересные снимки. Но если вы станете участником игры и будете фотографировать её как бы изнутри, с точки зрения её участника, то и ценители ваших фотографий смогут увидеть детей так, как будто сами играют с ними. А это очень интересный ракурс. Чтобы фотоаппарат не мешал такой игровой фотосъёмке, научитесь фотографировать навскидку, очень быстро. Современные фотокамеры позволяют это делать, благодаря быстрой скорости автофокусировки и большому разрешению матриц на цифровых камерах. Как количество мегапикселей связано с оперативностью во время фоторепортажа, спросите вы? Напрямую! В погоне за моментом вы можете не тратить время на выстраивание кадра композиционно, а сделать это после фотосессии в процессе обработки фотографий, например, в программе Photoshop, скадрировав снимок заново (обрезав лишние фрагменты изображения). Это можно будет делать уже не спеша, учтя все законы композиции. Фотографируем детей в процессе игры, на самом пике эмоций

Сделайте фотоаппарат участником игры. Дети реагируют на фотокамеру по-разному. Помню, однажды маленькая девочка, испугавшись одного только вида моего профессионального фотоаппарата (большого и черного), со всех ног побежала к маме, спрятавшись у неё под «крылышком». Иногда дети смущаются, чаще начинают позировать, что ещё хуже. В отличие от взрослых малыши прекрасно проявляют эмоции непосредственно (неосознанно). А вот когда они пытаются изобразить что-то мимикой и пантомимикой намеренно, получается, как правило, гротескно, натянуто. Итак, со смущением, страхами и позёрством надо бороться! Как? Очень просто! Станьте интереснее фотоаппарата, захватив всё внимание детей своей персоной, предлагаемой вами игрой. Если у вас получится сфокусировать всё их внимание на этом, то сам процесс фотосъёмки автоматически станет для всех её участников чем-то второстепенным, как бы превратится в фон. Интересно, что элементы такого подхода можно использовать не только в фоторепортаже, но даже и в постановочной портретной фотосъёмке. Так, например, снимая портрет, я закрепляю фотоаппарат на штативе, готовлю его к съёмке и начинаю разговаривать с ребёнком, сидящим напротив меня о его любимых играх, блюдах, друзьях, мультфильмах, мечтах… Короче, подойдёт любая тема, которая цепляет моего маленького собеседника. Я почти целиком погружаюсь в наш разговор, за исключением указательного пальца правой руки. Он фотографирует:) Беспроигрышный вариант – сделать фотоаппарат частью игры, например, прятаться за него и выглядывать. Дети ухахатываются, а вы снимаете. Всем хорошо! Если контакт с ребёнком уже хорошо налажен, играем с ним в эмоциональные прятки. Выглядывая из-за фотоукрытия, показываем малышу каждый раз новую эмоцию. Если он её зеркалит, значит, вы находитесь на одной волне взаимодействия с ним. Можно не сомневаться, что в этом случае фотосессия удастся на славу!

групповые взаимодействия детей смотрятся на фотографии очень интересноОрганизуйте групповые взаимодействия. Гармоничное взаимодействие нескольких детей в игре или другой деятельности – мечта детского фоторепортёра. Но наличие группы детей не является гарантией успеха. Скованность во вновь сложившихся группах и пресыщенность от общения друг с другом в компаниях знакомых – две распространённые крайности. В первом случае, мы коллектив сплачиваем. Психологи знают, что телесный контакт способен быстро пробить барьеры в общении. Поэтому в психологических тренингах столько прикосновений. Но не заставлять же нам детей обнимать друг друга?! Конечно, нет, потому как есть игры, в которых они это будут делать с удовольствием. Например, игра «Поезд». Кто будет паровозиком? А теперь вагоны, быстро цепляйтесь к нашему локомотиву! Крепко-крепко держитесь, чтобы в дороге не оторваться. А теперь покажите мне, как поезд гудит! Да разве так гудят? Поднимайте руку, как я! Взяли ладошкой ручку нашего гудочка (воображаемую, конечно). Ту-ту!!! Поехали! Какие станции встретятся на нашем пути? Да какие хотите. Я люблю фотографировать детей на станциях «Прыгалки», «Обнималки», «Пряталки», «Рисовалки»… Драйва в знакомую компанию могут добавить соревновательные моменты. Например, задача: сфотографировать детей, изучающих географическую карту. Скукотища! А на карте изображены зверушки всякие, рыбки, птички. Затеваю с группой детей игру «Кто быстрее всех найдёт …». Всё, эффект достигнут.

Ломайте застой креативом. Если событие, которое надо фотографировать, проходит вяло, а его участники никак не могут раскрепоститься, то ситуацию можно переломить какой-нибудь неожиданной выходкой, фотографическим хулиганством. Однажды я снимал детский День рождения в магазине, продающем игрушки-полуфабрикаты. Дети должны были своими руками сделать себе мишек, наслаждаясь этим захватывающим процессом. Но как-то веселья не получалось. Видимо, наложились друг на друга сразу несколько неблагоприятных для детского праздника факторов: компания малознакомых детей, новая территория, сонный аниматор и т.д. И вот уже всё подходило к завершению, дети оформили свидетельства рождения своим мишкам, посадили их в коробочки в виде домиков и скучали. Фотосессия завершалась, так и не успев начаться. Ни одного удачного снимка! А что снимать было? Лица детей, выражавшие полную отрешенность? И тут меня пробило. Я привлёк внимание детей, просунув палец в окно одной из коробок-домиков, и как завоплю на весь магазин: «Ой-ой, меня мишка за палец ущипнул». Дети начали кататься со смеху, умоляя повторить. Моя фотовспышка едва успевала перезаряжаться (я работал тогда с отраженным от потолка светом). За 10 минут я перевыполнил план двухчасовой фотосессии по удачным снимкам. Да и дети оттянулись на славу. После этого прорыва психологической плотины они начали общаться друг с другом, играть, смеяться.

Как фотографировать детейПомните о главном! Фотосъёмка детей в игре, особенно когда ты сам включен в неё, очень захватывающий процесс. Даже погрузившись в него с головой, всё же необходимо помнить о двух важных задачах. Первая – это забота о безопасности всех участников процесса, в том числе и психологическая безопасность (предотвращение детских конфликтов, страхов, личностного дискомфорта). Ну и, конечно. не сбить с ног ребёнка во время передвижения, не ударить фотоаппаратом, не наступить. Это должно работать на автомате. И второе, о чем необходимо помнить: несмотря на то, что процесс общения с детьми такой интересный и захватывающий, получая безмерное удовольствие от общения и игры с ними, не забывать их… фотографировать! Фотографировать, играючи!

© Губарев Игорь Николаевич

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ СТАТЕЙ АВТОРА...

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 29.05.2017 Андрей К
    Спасибо, Игорь, это гениально! А как вовлечь старшеклассников, они же уже не такие дети.
  • 28.12.2012 Василий
    Спасибо! Очень классно и легко читается. И познавательно
  • 19.01.2012 Оксана
    потрясающая статья!спасибо ВАМ, я начинающий фотограф, я прям благодарна за статью.
  • 19.03.2010 Fotografusha
    Игорь! Вы Человечище! Спасибо Вам за позитив и открытость. Я по образованию учитель начальных классов, хобби - фотография. Сейчас совмещаю хобби со специальностью. Подскажите, сколько Вы используете на детской фотосессии источников света и какого размера должен быть фон для всех этих забавных "прыгалок", "бегалок" и прочих игр. Заранее спасибо.
  • 19.03.2010 Игорь Губарев, автор этого сайта
    Паша, приветствую! Спасибо большое за такие тёплые слова. Вчерашнее сообщение меня просто оживило (прочитал по пути домой), ибо умотался на фотосессии просто до смерти. Отвечаю на этот вопрос: - Как Вам удаётся так их запечатлеть, ну будто они супермодели с большим стажем, особенно на групповом фото – они у Вас такие дружные получаются? - Всё очень просто. Детям фотографии по барабану, а потому фотосессией их не зацепишь. Увлечь их можно только интересной игрой, байками всякими, вовлечение в совместное творчество, различными соревнованиями, например, кто первый покажет «супер-пупер» на счет 1-2-3… Вообще, способов синхронизировать группу масса. Например, чтобы они вместе прыгнули, говоришь, что трещина на асфальте – это пропасть. Берёмся за руки, разбегаемся, перепрыгиваем пропасть… Хочешь не хочешь, но прыжок получается дружным, одновременно и эмоциональным. В пропасть никому не охота. Можно вызвать общий интерес нестандартными действиями (походить на руках); неожиданным нетипичным звуком (мяукнуть); показать, как кисло они позируют – начинают вместе хохотать; попросить педагога незаметно подставить тебе рожки во время группового снимка; научить здороваться как мушкетёры (один за всех и все за одного); рассказать, как с сыном был в кабине поезда, и пока они стоят паровозиком, предложить подёргать воображаемую ручку ту-ту-гудка; сказать, что антенна радиосинхронизатора – это смехосинхронизатор (сейчас подёргаю за пимпочку, будете смеяться до упада – дёргаешь, смеются). Имитировать, что тебе звонит Путин или Дед Мороз. Показать как работает диафрагма, а во время группового снимка спросить: «Кто сейчас видит диафрагму?» – выпучивают глазищи в камеру. Короче, на фотосессии мы жжём, а фотографирую уже так, ходом, навскидку. Потом докадрирую снимки начисто в фотошопе, потому как во время съёмки больше смотрю в глаза детям, чем в видоискатель камеры. Приходится нести пургу с точки зрения взрослых, но детям интересно и весело. И быть всегда на равных, не сюсюкать и не сюсипукать, как это делают бабульки и дедульки (нормальные дети этого не любят), провоцировать много жестов мимики и движений даже при портретной фотосъёмке. - Сколько тебе лет? Покажешь на пальчиках? - Пять лет! - А мне три годика? Смеётся. А моделей тоже снимал, но с ними даже сложнее, так как первую треть съёмки «выбиваешь» с них забитые ранее стереотипы по поводу правильного позирования и улыбок. Когда они забывают быть моделями, начинается собственно фотосессия. Скоро собираюсь снять несколько видеороликов, выложу на сайте. Крепко жму руку. Успехов! Игорь.
  • 19.03.2010 Паша
    Здравствуйте, Игорь! Хотел спросить Вас, я так понимаю, дети, которых вы фотографируете, не профессиональные модели. Как вам удается так их запечатлить, будто они супермодели с большим стажем, особенно на групповом фото - они у Вас такие дружные получаются. Я много фотографий видел, но таких ярких, красивых, и действительно профессиональных очень мало.
  • 19.02.2010 Victor Buchnev
    Спасибо Игорь!!! Ваше руководство очень помогло!! Сегодня первый раз ходил в ДС фотографировать детей. Детям так понравился подход фотографироваться играючи, что они не хотели меня отпускать.)))
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей