Примеры выпускных альбомов для детского фотографа Игоря Губарева.
 

Технические приёмы фотосъёмки детей

Самая распространенная техническая проблема – смазанность снимков. Возникает она по двум взаимосвязанным причинам: недостаток освещения и движение объекта съёмки или фотоаппарата.

Первое, что мы можем сделать, чтобы получить резкие снимки – это удерживать фотоаппарат неподвижно. Для этого возьмите его двумя руками. Если фотографируете стоя, то выставьте одну ногу вперёд, а локти прижмите к корпусу тела, можно опереться на неподвижную опору и сделать всё, чтобы камера во время снимка оставалась неподвижной. А делать снимок лучше на выдохе или задержав дыхание. Позже фиксация камеры во время снимка будет получаться у вас автоматически, но на начальном этапе, лучше посвятить достаточно времени тренировке этого навыка.

Далее мы работаем с движением объекта съёмки – в нашем случае, ребёнка, который может быть очень шустрым. Однажды я снимал танцевальные занятия с детьми и был впечатлён объяснением педагога. Танец, рассказывала она, состоит из движений (переходов) и точек (акцентов). Я попробовал фотографировать только «точки». Делать это было легко, помогали акценты музыкального сопровождения. Снимки получились не только резкими из-за фиксации движения детей, но и очень эмоциональными. Благодаря большому опыту фоторепортажа, я научился ловить «точки» не только в танцах, но и в любой подвижной деятельности отлавливать моменты – когда дети фиксируют движения. Как правило, в эти моменты они эмоционально ведут себя очень интересно. Можно «заморозить» движения и вспышкой. Не поленитесь заглянуть в инструкцию фотоаппарата. Если ваша камера способна синхронизировать вспышку по задней шторке, то включите эту настройку при фотосъёмке неугомонных детей. Тогда размытый след от движения остаётся позади объекта съёмки. Выглядит это не только естественнее, но и добавляет динамичности снимку.

Смазанность может возникать из-за ошибки в фокусировки. Например, вы сфокусировали резкость на бегущего ребёнка, но пока нажимали на спусковую кнопку, расстояние до него изменилось. В этом смысле полезно прогнозировать место, где будет находиться живчик в момент съёмки (а, следовательно, и расстояние до него). Тогда можно заранее сфокусировать камеру на неподвижном объекте (нажать спусковую кнопку до половины) и, как только ваша фотомодель с моторчиком попадёт в зону резкости, делайте снимок, не забывая держать камеру неподвижно. Например, ребёнок катается с горки. Зафиксируйте резкость на центре горки и ждите, когда он поравняется с выбранной вами точкой. Кстати, все фотоаппараты притормаживают по разному, а потому не забудьте учитывать эту задержку. Если ваша камера снабжена режимом прогнозируемой следящей фокусировкой, попробуйте его в действии.

Вторая глобальная причина смазанности снимков – недостаток света. Если не получается увеличить освещенность, можно использовать более светочувствительную плёнку или увеличить чувствительность ISO на цифровой камере до 400 (при большем ISO может появиться сильный цифровой шум). Второй способ – открыть диафрагму. Если это слово вам ни о чем не говорит, то наверняка вы обладатель любительской камеры, на которой предусмотрен спортивный режим, в режим которого можно очень быстро переключиться.

Часто родители хотят самостоятельно сделать постановочные снимки.

Это вполне возможно даже в домашних условиях, но лучше фотографировать на улице, используя естественное освещение. Яркое солнце даёт жесткий свет, который делает переходы от света к тени очень контрастными. В ясный полдень, например, тени от надбровных дуг выглядят как синяки. Чтобы избежать этого, дождитесь, когда наше яркое светило заволокут лёгкие тучки, рассеяв прямые солнечные лучи по всей площади небосвода. Хорош также естественный свет ранним утром и в предзакатные часы. Кроме того, что он становится мягок, но ещё даёт теплые оттенки.

При съёмке в домашних условиях можно получить мягкий свет, направив яркий источник света в потолок. Идеально, если у вас есть не только встроенная вспышка, но и внешняя. Тогда всю мощность вспышки можно направить в потолок, а небольшой бумажный отражатель, прикреплённый к головке вспышки скотчем или резинкой для денег, направит небольшую часть света в глаза ребёнку, смоделировав живой блеск зрачков. Чтобы залить весь задний план светом, пространство позади модели должно быть небольшим по площади, а потолки невысокими и белыми. Можно использовать и боковой отраженный свет, направив вспышку на лист ватмана, закреплённый сбоку от объекта съёмки. Такой способ освещения не только более эффективен, но и безвреден для глаз ребёнка по сравнению с направленной вперёд вспышкой.

Решив проблему с освещением, переходим к построению снимка композиционно. Если у вас есть Интернет, введите в строку поискового запроса фразу «Основные законы композиции в фотографии». Даже если вы освоите 10 основных законов композиции и будете их придерживаться, и решите проблему освещения, ваши фотографии будут выглядеть очень художественно. В постановке очень важно исключить из кадра все отвлекающие детали, особенно это касается заднего плана (фона). Чем он однородней, тем лучше. «Очистить» задний план можно просто размыв его, открыв диафрагму (режим «портрет» на любительских камерах). Если на заднем плане присутствует рисунок, лучше, чтобы он был ритмичным, например, ступени лестницы или уходящий вдаль ряд фонарей.

Чтобы постановочные снимки стали живыми, общайтесь с моделями. Лучше поставить фотоаппарат на штатив или жесткую опору, чтобы выстроить снимок в видоискателе, навести резкость и освободиться для главного – общения с моделями, игры с ними, в общем, переключиться на создание эмоционального наполнения снимка.

Иногда не обязательно освещение заднего плана. Например, задувающий на тортике свечи ребёнок выглядит эффектнее при съёмке без вспышки, когда все объекты, кроме лица, свеч и освещённого торта теряются в темноте. Для получения такого снимка отключите вспышку. Если она настроена на автоматический режим, то в этих условиях она сработает, спугнув всю магию момента. Потом надо выбрать точечный замер экспозиции, чтобы камера прорисовала только освещённые части кадра, на которых и следует сфокусироваться. Лучше на самые яркие, чтобы выдержка была минимальной. Не хотите думать о выдержке, установите портретный режим съёмки, в котором фотоаппарат рассчитает и выставит этот параметр за вас.

© Губарев Игорь Николаевич

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ СТАТЕЙ...

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 24.12.2010 Алексей
    Хорошие советы, отличные позитивные фотографии
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей