Примеры выпускных альбомов для детского фотографа Игоря Губарева.
 

Грибочки на полянке

Сегодня понятие «развивающие игры» стало очень популярным. Если 10 лет назад игры Никитина, кубики Зайцева, карточки Домана родители-энтузиасты делали вручную, то теперь житель любого населенного пункта России может приобрести их через многочисленные Интернет-магазины. Покупая игрушку, родитель возлагает на нее определенные надежды. Случается, что эти ожидания не оправдываются. Игра захватывает внимание ребенка первые пять минут знакомства с ней, затем разбирается на отдельные детали, половина которых теряется, а вторая становится частью домашнего беспорядка. Родительские чаяния не оправдываются, и появившееся разочарование начинает проецироваться на развивающие игры в целом.

Развития ситуации по такому сценарию легко избежать. Помочь родителям сделать игру не только интересной, но и полезной может понимание того, что развивающая игра – это эффективный инструмент развития ребенка. А научиться использовать этот инструмент необходимо, в первую очередь, взрослому. Иными словами, методические рекомендации не менее важны, нежели сама игра. Они призваны помочь родителям полностью раскрыть развивающий потенциал игры, ее способность развивать одновременно несколько умений и навыков ребенка на протяжении длительного периода времени. Рассмотрим, как можно задействовать развивающий потенциал игры на примере использования дидактического пособия «Грибочки на полянке» производства ООО «Умные игры», золотого медалиста конкурса «Лучшие детские товары 2005».

 

Внешне игрушка выглядит незатейливо, но забавно. В комплект игры входят грибочки и подставка с колышками-пенечками, на которые эти грибочки и одеваются. При грамотном использовании эта развивающая игра помогает формировать множество умений в нескольких областях развития ребенка на протяжении 4-5 лет ее применения.
Предназначена эта игра для малышей от 6 месяцев. Поначалу ребенок будет тянуться к деревянным грибочкам, пытаясь снять их с колышков-пенечков. Это первые шаги в развитии сенсорной системы малыша. Для того, чтобы ребенок смог сделать такие простые (для нас, взрослых) движения, его мозг должен переработать огромное количество информации о расположении объектов в пространстве и скоординировать эту информацию с работой мышц рук и пальцев. В результате простейших манипуляций в мозгу ребенка формируются миллиарды нервных связей, которые являются основой для развития более сложных навыков.

На этапе первого знакомства с игрой «Грибочки на полянке» мама держит ее в руках, а позже отдает в руки ребенку или кладет перед ним на столик, преподнеся, таким образом, новую задачку для малыша. Чтобы снять грибочек с пенька, необходимо одной рукой придерживать подставочку, иначе грибок поднимается вверх вместе с нею, что не очень радует малыша. Не без помощи мамы ребенок начинает действовать обеими ручками согласованно. Снятые с пеньков грибочки активно изучает: пробует на вкус, осматривает… Активно развивается сенсорика и моторика малыша, то есть его органы чувств и те зоны коры головного мозга, которые с ними связаны.
Примерно к году ребенок уже может надевать грибочки на колышки. Теперь работа системы «глаз-рука» выходит на качественно новый этап развития. Добавим к этому, что, захватывая грибочек, ребенок отрабатывает сложнейший щипковый захват пальчиками. Так игра «Грибочки…» готовит уже годовалого малыша к освоению навыков рисования и письма.
В полтора года эта игрушка поможет маме и ребенку превратиться в настоящих грибников. Снимаете все грибочки с подставочки и расставляете их по разным местам в комнате. Грибочки должны стоять на виду, чтобы ребенок мог захватить их в поле своего зрения. Постепенно для грибочков выбираются места не столь очевидные. Можно поставить их в смежной комнате или спрятать за полупрозрачные объекты (стеклянная посуда, тюль), но так, чтобы они были в зоне видимости.
В ходе игры можете учить малыша счету. Благодаря конструкции игрушки представления о составе числа будут закрепляться у ребенка почти автоматически. Когда все грибочки спрятаны, подставка пустая и видны все «пеньки». При поиске грибов малыш надевает их на колышки. Зрительно оценивает, сколько грибов уже найдено, и сколько еще осталось найти. Когда станет старше, он сможет посчитать пустые колышки и найденные грибочки. В два года и ранее такой подсчет легко захватывает внимание ребенка, и это занятие ему нравится.
Развивая математические способности крохи, не забываем про формирование представлений о величине предметов. Просим: «Покажи маленький грибочек. Покажи большой», - с этим ребенок справляется без труда. «А этот какой?» - показывая ему средний. Это пока для ребенка трудная задача, радость открытия которой еще впереди.
Ребенок растет, но игра не теряет актуальности для его развития. Все, что делает взрослый – продолжает использовать ее по-новому, постепенно усложняя игровые задачи. Например, для формирования представлений о цвете предметов просим кроху посадить на полянку грибочки одного цвета, затем другого. Возможны также классификации по размеру, рисунку на шляпках грибочков. Если положить их в непрозрачный мешочек, то определить их размеры ребенок сможет на ощупь. Такие действия активно формируют мыслительные операции малыша.
После трех лет важным навыком ребенка становится умение ориентироваться в пространстве. Справа, слева, спереди и сзади – это те понятия, которые ему необходимо освоить. Можно попросить ребенка: «Посади грибочек в центре полянки. Теперь слева от него грибок с зеленой шляпкой, а спереди красный с жучком на шляпке. А позади центрального посади средний желтый». Грибы можно также выстраивать по прямой линии, по периметру, по диагонали, а это уже первое знакомство с геометрией.
Ниже приводятся выдержки из методического пособия, которое входит в комплект игры.
Некоторые задачи-игры для детей от 4 до 6 лет.
1. В маленьком стакане лежит один гриб для ежика. Белочке нужно для обеда на один больше, а бабушке с дедушкой на пять - они тоже грибы любят. Взрослый обращается к ребенку: «Разложи по стаканчикам грибы: для белочки - в средний стакан, бабушке с дедушкой - в большой стакан. А если ежику в маленький стакан положить два гриба, сколько же теперь потребуется белочке и бабушке с дедом?»
2. Возьмите игральный кубик с точками или с цифрами. Также понадобится кубик с цветными гранями (можно сделать самостоятельно, используя цветные наклейки желтого, зеленого, красного, а также синего и оранжевого цветов) для выбора грибов с определенным цветом шляпки. Каждый игрок по очереди бросает кубик с цифрами и, в соответствии с выпавшим числом на одной из граней, берет себе грибы с подставки. При этом учитывается цвет их шляпок - для этого кидается кубик с цветными гранями, его можно перебрасывать несколько раз, пока не будет собрано точное число фигурок. Выигрывает тот, кто за два броска кубика с цифрами наберет наибольшее количество грибов.
3. а) Из двух ярких веревочек сделайте на столе или ковре два пересекающихся круга. Предложите ребенку в один из них собрать все большие грибы, в другой - все красные. Пусть малыш назовет, какой грибок окажется на месте пересечения двух кругов?
б) Теперь постройте три пересекающихся круга. В один из них поместите грибы с гусеницами, в другой - все желтые грибы, в третий - маленькие. Спросите, какой гриб попадет на место пересечения всех трех кругов?
4. Задания для развития памяти:
а) Расставьте на подставке все грибы в любом порядке, «перемешав» цвета их шляпок. Спрячьте один грибок и попросите ребенка угадать и описать его, например, так: «Нет маленького, желтого, с листочком на шляпке, или большого, оранжевого и с жучком?»
б) Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их платком. Продиктуйте, какие грибы нужно расставить подставке, и в какой последовательности, например, три больших, один маленький, один средний. Пусть ребенок на ощупь постарается найти грибочки нужного размера. Для этого все фигурки можно положить в мешочек или просто расставить на столе перед ребенком.
в) Устройте ребенку «мини-диктант»: вы называете определенного вида грибок, а ребенок должен быстро его найти и поставить на нужное место на подставке.
Итак, с помощью нашего пособия ребенок сможет:
- тренировать мелкую моторику рук;
- познакомиться с эталонами цвета;
- научиться выбирать предметы по размеру и различать их: большой, маленький; понимать слова: поменьше, чуть больше;
- научиться раскладывать предметы по убывающей или возрастающей величине;
- расширить свои знания о живой природе.
Вот такие чудесные грибочки. Но полностью раскрыть свои возможности эта игра, как и другие УМНЫЕ ИГРЫ смогут с помощью информированных родителей. В игровой комплект входит методическое описание. Если к нему добавить фантазию и положительные эмоции, то игру можно превратить в интересное общение, наполненное радостью совместных творческих и научных открытий.

© Губарев Игорь Николаевич

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ СТАТЕЙ АВТОРА...

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей