Примеры выпускных альбомов для детского фотографа Игоря Губарева.
 

Игровая фотосъёмка детей

Не секрет, что на стиль работы каждого фотографа влияет весь предыдущий жизненный и профессиональный опыт. Я пришел в детскую фотографию из практической психологии, проработав несколько лет консультантом и тренером. Интересно, что первую мою фотосессию (в роли фотографа) я провел с группой детей именно как тренинг общения, только в ходе этого процесса я фотографировал реакцию детей на происходящее. А что мне оставалось делать? Откуда мне было знать, что должен делать детский фотограф на фотосессии? В итоге я получил длинное послание от родителей, в котором они благодарили меня за то, что я устроил им детям настоящий праздник. Малыши прожужжали им все уши, рассказывая как мы катались на паровозике, заезжая на станции Бегалки, Прыгалки, Обнималки, Рисовалки, Игралки... В конце письма была короткая фраза: «А еще нам фотографии очень понравились». Тот факт, что фотографии, сделанные в ходе общения и игры с детьми отлично покупались родителями, убедил меня в том, что я двигаюсь в правильном направлении. И я продолжил играть с детьми, общаться, затевать различные соревнования, заниматься творчеством, загадывать загадки... Что-то забыл... Ах да, ещё фотографировать по ходу всего этого:)

Так пронеслось шесть лет и 1200 фотосессий, большинство из которых - это фотосъёмка детских групп на территории детей в процессе их реальной жизни без участия родителей (в детских центрах и садиках, школах и пионерских лагерях).

С чем связаны такие предпочтения? Начнём с коммерческого интереса, раз уж я зарабатываю деньги фотографией. Опишу некоторые маркетинговые преимущества:

1. Фотографировать группы детей выгодно, причем не только мне, но и родителям, которые заказывают мои услуги в складчину. Так как я работаю с большими группами, мои предложения  доступнее услуг семейных фотографов в 20-30 раз (по количеству детей в группе).

2. Низкая конкуренция в этом сегменте рынка детской фотографии.
Фотографы в детских садах продолжают делать то же, что и во времена Тутанхамона: заваливают родителей постановочными фотографиями и фотоколлажами, продолжают отрезать головы детям(дизайнеры берут по 30 рублей за голову:). Самому, будучи отцом двух детей, приходится покупать эти горе-шедевры, чтобы не видеть их валяющимися на помойке. Любители конвейерной съёмки (180 детей за 3 часа) не хотят, а, может быть, уже разучились снимать репортажи, не говоря уже об организации игрового процесса с группой детей на протяжении нескольких часов.

3. Огромный спрос на репортажную фотосъёмку и фото, сделанные в ходе игровой фоторежиссуры. Родители хотят получить живые фотографии детей, да и администрация детских учреждений тоже. Вот почему первые заказывают мои услуги, а вторые никогда не берут с меня стандартного отката - 20% от продаж.

4. Дети ведут себя, играют и общаются совсем не так, как при родителях. Вот почему мне так часто приходится слышать восторженные фразы типа: "Такими своих детей мы ещё не видели!" Однажды директор французского детского сада поздравила меня с тем, что два брата смеялись на фотографиях. На мой вопрос: "А что, у родителей нет фото, на которых их дети  смеются?" Она ответила: "НЕТ! Они и в жизни никогда не видели их даже улыбающимися". Интересно, что на съёмке я говорил с ними только на языке жестов, потому что ни французским, ни тайским (их родные языки) я не владею.

5. Групповое взаимодействие. Дети намного лучше эмоционируют играя и общаясь с друзьями. Даже создавая портреты ребёнка, я всегда привлекаю группу поддержки из близкого окружения малыша. Это позволяет показать детей в ходе их ведущей деятельности, такой захватывающей, интересной и не оставляющей никого равнодушной.

Выше я использовал несколько важных терминов, которые надо обязательно расшифровать сейчас, потому что это действительно важные вещи.

Территория детей. Так уж получилось, что зоопсихологию мне посчастливилось изучать в двух вузах: на биофаке в педагогическом университете Комсомольска-на -Амуре и психфаке МПСИ. Понятие территории я вынес именно из этой области психологии. Экспериментально доказано, что новую территорию животные и люди воспринимают как стрессовый фактор, пока они её не освоят (пометят), почувствуют своей. Не только дети, но и взрослые дяди-миллионеры-футболисты лучше играют на своём поле. Вот почему я отговариваю родителей от фотосъёмки детей в студии или в другом незнакомом им пространстве. Иногда времени на адаптацию малышей к новой территории уходит слишком много. Правда, есть приёмы, как этот процесс ускорить. Зато на своей территории (в детском центре, саду, школе, дома, на даче) дети чувствуют себя боссами, и у фотографа есть прекрасный повод пристроится снизу - попросится к ним в гости, спросить, что у них есть интересненького и необычненького. А это не только хороший старт в установлении доверительных отношений, но и поиск интересных и невысосанных из пальца сюжетов для фотосессии:).

Игровая фоторежессура. Так назвал мой подход один знакомый клоун. Основная идея - НЕ ждать пока произойдёт что-то яркое и интересное, а активно создавать такие моменты и сюжеты, которые не оставят равнодушным ни одного участника фотосессии. Мне всегда хочется получать разноплановые фото и в первую очередь по эмоциям. Я шучу, если хочу получить живые улыбки и смех в кадре, загадываю загадки, если мне нужны задумчивые и мыслящие лица, устраиваю соревнования, чтобы получить живые фото детей в движении и т.д. Чтобы сделать съёмку продуктивной и интересной для детей, я организую различные сюжеты.

В ходе любой своей фотосессии я стремлюсь показать детей в игре, общении, обучении, творчестве, физической активности, в ходе режимных моментов (отвратительный канцеляризм). В любой из этих тем можно использовать специально разработанные игры для создания зрелищных сюжетов. Например, тема общения. Игра "Испорченный телефон". Рассаживаем детей по дуге, сразу решая задачу с их освещением, задним и передними планами, рассказываем правила игры и вперёд. За пять минут у нас масса интересных, а главное НЕпостановочных фото. Дети сели кушать, применяем игру "Покормите фотоаппаратик". К этому моменту все дети воспринимают мою камеру как живое и дружественное им существо (для решения этой задачи тоже есть игры и разные психологические фишки:), и теперь они кормят фотоаппарат с ложечки или с руки кусочками фруктов. При этом они смотрят в объектив, но так как в глаза своему другу. Хитро? Таких игровых штучек в моём арсенале великое множество. Понятно, что это штампы. Но вот придумывание новых фишек - это настоящее творчество!

Ведущий вид деятельности ребёнка. Эту тему я тоже проходил в двух ВУЗах. И, если честно, не предполагал, что эти знания мне когда-либо пригодятся в жизни. Сегодня это основа научного подхода к моей фотографической практике! Не надо придумывать велосипед, тема уже исследована и описана многими психологическими школами. Есть возрастные периоды развития ребёнка, которые разделены кризисами. Начинается всё с кризиса рождения. Потом идёт младенчество, кризис одного года, младшее детство, кризис трёх лет, дошкольное детство, кризис перехода к школьному обучению, пройдя который ребёнок становится начальником (учеником начальных классов - младшим школьником), а далее ПЕРИОД БУРИ И НАТИСКА (по Л.С. Выготскому) - подростковый возраст..... И так до старости - сплошные кризисы и разные возрастные этапы. И в каждом из этих моментов люди переживают не только определённые проблемы и трудности, но и проходят важные шаги своего развития. Каждому возрастному этапу свойственна своя ведущая деятельность, в ходе которой человек максимально раскрывается личностно и эмоционально. И тут только успевай фотографировать:). Например, если ведущая деятельность младших школьников - учебная, то, зная это, мы берём камеру с телеобъективом и идём снимать фоторепортаж в начальной школе и у нас масса живых фотографий, потому что учеба для детей этого возраста самое актуальное и интересное занятие в жизни. А вот с пяти-шестиклассниками такой подход будет уже неэффективным и надо играть на преимуществах нового этапа развития и становления теперь уже подростка. Зная проблемные моменты любого возраста, мы легко справимся с любыми проблемами в общении и организации процесса фотосъёмки.

А главное, детям всегда интересно и безопасно с вами - настоящим детским фотографом. И они будут рассказывать своим родителям, как им было здорово с вами. А это, согласитесь, отличная бесплатная реклама:).

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 08.02.2013 Марат
    Интересно про "...сплошные кризисы и разные возрастные этапы...". А про "ведущую деятельность" вообще первый раз слышу). Полезные очень статьи. Да и весь сайт в целом. Своего рода карта(и достаточно подробная) по которой можно далееекооо пойти и не заблудиться
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей