Как сделать школьную фотосессию разноплановой и интересной для всех участников?
Если вы давно работаете детским фотографом, то вас ждет увеличение заказов на школьную съемку, потому что дети растут, а родители предпочитают работать с проверенным специалистом.
С одной стороны это хорошо, потому что не нужно тратиться на рекламу, а
заработать на школьных съемках можно даже больше, чем в детском саду - классы
сейчас достаточно многочисленные. Но в школе перед
фотографом встает ряд серьезных проблем, которые никогда не возникают
при съемке дошкольников.
Во-первых, в школе вам, скорее всего, не разрешат
мешать учебному процессу и отвлекать детей.
Во-вторых, осветить класс сложнее, чем небольшие игровые зоны в детском саду.
В-третьих, чем старше становятся дети, тем сложнее заинтересовать их процессом
съемки. Старшеклассники могут демонстративно отворачиваться от
камеры, мешать фотосъемке или напрямую отказаться от участия в ней.
Но, пожалуй, самая главная проблема съемки - это
однообразие школьного процесса обучения. Практически все время дети
находятся за партами, занятые однотипной деятельностью.
Уроки физкультуры тоже мало предсказуемы. В больших залах одновременно могут заниматься несколько классов, сложные условия по свету, полная зависимость результата от настроя и планов учителя физкультуры, а так же сами дети в подростковом возрасте становятся угловатыми, хуже контролируют свое тело и не всегда фото в движении получаются такими же эстетичными, как при фотосъемке дошкольников.
Еще одним большим минусом является то, что в определенных возрастах из-за перестройки организма детские лица требуют такое количество ретуши, которое сопоставимо разве что со свадебными съемками, соответственно рентабельность будет очень низкой, так как много денег уйдет на оплату работы ретушера.
Давайте начнем решать эти проблемы по порядку.
Во-первых, нужно определиться с предпочитаемыми возрастами и попробовать
снимать именно их.
Например, для нас предпочтительной является съемка 1-2 классов, которые
заказывают очень редко. Для того чтобы получить такие заказы, активно
заявите о том, что вы снимаете школьников на 1 сентября. По таким ключевым
запросам вас точно будут искать родители и будет много обращений.
Понятно что на этот день вы уже будете заняты, но в ходе телефонных переговоров
можно убедить родителей в том, что съемка 1 сентября - это напрасная трата
денег, а вот съемка одного дня в школе - очень интересная и ценная история о
том, как ребенок уже начал учиться в школе, как он осваивает новую территорию,
нашел новых друзей.
Такие съемки лучше организовывать в конце сентября - начале октября, когда дети
уже успеют полностью адаптироваться к школе, успеют подружиться, а главное - что
ведущим видом деятельности у детей в этом возрасте является обучение, поэтому
они так ярко и эмоционально реагируют на уроках, им интересно и нравится
учиться.
Родители, которые заказывали вам съемку первоклассников, обязательно
обратятся к вам в конце 4-го класса, чтобы провести фотосъемку для выпускных
альбомов в начальной школе. Заранее подскажите им, что такие съемки лучше
проводить в начале 4-го класса - пока есть хороший свет и есть интересные задние
планы для съемки детей на улице. В конце года, как правило, дети уже устают, у
них проходит много контрольных работ, а все хорошие детские фотографы в этом
периоде перегружены заказами. Следующий поток обращений к вам будет уже в
старших выпускных классах.
Запросам родителей лично я отказываю и советую вынести вопрос фотосъемки и
выбора фотографа на обсуждение самих детей. Хотя 11-ый класс уже сложно назвать
детьми:) Вот уже три года мне звонят старшеклассники, которые сами согласовывают
время фотосессий, собирают деньги, выбирают фото для фотокниг, делают
иллюстрации для их оформления и даже ассистируют на съемках.
Вот пример разворотов школьной книжки, которую я делала 3 года назад. Школа на
обложке - рисунок одной из учениц этого класса.
Так как съемка проводилась не в Москве и территориальный фактор, который так
значим для столицы, отсутствовал (большие расстояния), мы решили сделать съемку
в несколько заходов, буквально по часу каждый.
Теперь немного об освещении.
В классах в идеале лучше снимать без верхнего света и дополнительно подсвечивать
вспышками.
Это еще один повод организовывать съемки осенью или весной. К сожалению лампы,
дающие ужасные желто-зеленые оттенки, встречаются в школах достаточно часто.
Неплохое решение - выделить какую-то съемочную зону (возможно, попросить
отдельный кабинет, на задних партах или даже в коридоре), подсветить ее и
провести съемку в конвейерном режиме, разделив детей на группы по принципу - кто
с кем дружит.
В подготовленную по свету зону хорошо поместить типовые учебные пособия (книги,
карты, глобусы, можно поискать и более сложное оборудование типа микроскопов и
скелетов).
Суть конвейерного подхода в том, что забирая детей группами, за короткий
промежуток времени можно отснять сразу несколько разноплановых сюжетов - как
индивидуальные портреты, так и портреты в деятельности, групповые
взаимодействия, которые можно активизировать соревновательными моментами.
Например, кто первый найдет Африку на глобусе?
Такие фотографии разбавят однообразный школьный репортаж и являются очень
хорошим поводом для создания комбинированных фотокниг.
Школа, в отличие от детского сада - это место, в котором формируются прочные
дружеские узы, порой и на всю жизнь. Дети и родители хотят видеть в книжках не
только своих детей, но и их друзей, и жизнь класса, общие фотографии, какую-то
фотоисторию о школе в целом.
В итоге они хотят большую книжку за небольшие деньги.
Идеальное решение - это создание комбинированной книги, где 3 разворота будут индивидуальными, а остальные - одинаковыми для всего класса (то есть работа по верстке книг минимизируется, а значит, эти книги стоят намного дешевле полностью персональных книг на 10 разворотов). При этом индивидуальное начало фотокниги (3 персональных разворота) делает эту книгу уникальной и неповторимой, плюс эффект первого впечатления - при просмотре книги родители видят сначала своего ребенка, а потом дополняют это впечатление общей картиной.
Автор статьи детский фотограф Ирина Левитэ, фото, обработка и верстка автора
Скоро!!!
Курс Ирины Левитэ «Лучше снимать - быстрее обрабатывать!» в двух форматах:
программа онлайн-курса и
мастер-класса в Москве
irinalevite@mail.ru
+7 915 132 5592
+7 961 337 5555
Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)