Контакт важнее фотоаппарата
Однажды я проводил фотосессию для статьи в журнале «Аистёнок». Эта публикация была о судьбе детей, которые после многочисленных мытарств обрели приёмных родителей. Текст требовалось разбавить несколькими позитивными фотографиями. Приехав для фотосъёмки в семью, сразу же после знакомства я задал вопрос детям: «Знаете, что мы сейчас будем делать?»
- Фотографироваться, - дружно сказали они.
- Не правильно! Сейчас мы будем играть!
Это иллюстрирует суть моего метода: игровая фотосъёмка детей. Хотите узнать о нём подробнее?
Успех решают первые секунды
Первое, что надо сделать, фотографируя ребёнка или группы детей – это установить контакт с ними, развеять страхи и опасения перед новым дядей с большим фотоаппаратом, понравиться, стать интересным. Сколько же отвести времени на всё это, спросите вы? Как показывает практика, решающими являются первые пять секунд. В сложных случаях больше, но это и бывает реже.
Чтобы за пять секунд выполнить и перевыполнить такой список задач, надо: забыть о том, что ты пришел фотографировать, отрешиться от цели – получение качественных фотоснимков и даже забыть о самом дорогом и любимом - о фотоаппарате J
Меня ждут радость общения с детьми, игры с ними, погружение в райское состояние под названием детство. Всё, что надо сделать для этого - это стать такими же маленьким как они, даже ростом. А потому я присаживаюсь на корточки. Дети обступают меня. Я представляюсь по имени, жму их маленькие ладошки, смотрю в глаза, улыбаюсь, спрашивая: «Можно поиграть с вами? Что у вас есть интересненького?»
Что делать, если дети бояться?
В сложных случаях, как правило - это фотосъёмка малознакомых друг с другом детей на новой для них территории, стеснительных малышей и младенцев. В этом случае я убираю на время фотоаппарат и начинаю, как говорят психологи, пристраиваться. Например, в начале фоторепортажа занятия в детском центре я сажусь в круг и припеваю вместе со всеми приветственные песенки или хожу в хороводе. Среди группы малышей, как правило, находится более открытый, чьё доверие завоевать легко. Помню один такой двухлеточка по имени Ваня буквально спас положение. Я тогда пришел на утренник, не качестве фотографа, а в роли великого и ужасного Деда Мороза. Дети до трех лет почему-то боятся этого дядьку. В первые же минуты Ваня оказался у меня на руках, выщипывая на счастье волосы из моей чудо-бороды (не обошлось, правда, без применения психологических техник нахождения и укрепления контакта). Увидев, что мальчугана я кушать не стал, другие дети быстро пропитались доверием ко мне и моей роли.
Неплохой приём – показывать детям получившиеся снимки на мониторе фотоаппарата. Это делает причины твоего пребывания понятным ребёнку, развевая страхи неизвестности.
Вовремя раствориться
Итак, доверие завоёвано и контакт установлен. Теперь мы с ребёнком в душе вместе можем воскликнуть, подобно киплинговскому Маугли: «Мы с тобой одной крови! Ты и я!» Мой внутренний ребёнок ликует. Еще бы, он нашел новых друзей. Но та часть меня, которая ответственна за фотосъёмку, говорит ему: «Хватит выпендриваться! Ты пришел сюда, чтобы запечатлеть естественное поведение детей, их взаимодействие, а сам притянул к себе всё их внимание к себе. Так они и друг о друге могут забыть. Давай-ка, начинай концентрировать их на игре, общении друг с другом!» «Ты прав», - говорю я сам себе, и начинаю растворяться. Я веду себя подобно сахару, который, делая чай сладким, становится невидимым.
Затевайте зрелищные игры
Зрелищность – мечта фоторепортёра. Ясно, что любая интересная детям игра уже зрелищна, потому что они в ней показывают свои эмоции очень ярко, причем не только мимикой, но и всем телом. Но наиболее ценными для фотографа являются игры эмоциональные, живые, я бы даже сказал, драйванутые. Это:
- ролевые игры, в которых дети разыгрывают сценки из взрослой жизни;
- подвижные игры, особенно в которых присутствует соревновательный момент;
- конструирование;
- кукольные или костюмированные театральные сценки;
- игры на детской площадке, на природе;
- игры с животными;
- игры с песком, водой;
- совместное творчество и обучение в игре.
Чтобы не скучать в ожидании момента, когда такие игры возникнут сами, я предпочитаю проявлять инициативу в их организации. Ну и, конечно, выбираю те, которые максимально соответствуют моей фотографической задаче. Если подходящей игры в арсенале нет, её надо придумать. Так, например, мне были нужны фотографии детей в полёте для оформления годового отчета Пробизнесбанка. Я, пообещав детям, что превращу их в Бетманов, начал произносить волшебные заклинания. Потом я поставил лавочку и показал, как правильно прыгать с неё, чтобы стать детьми-летучими мышами. Сам тем временем присоединил камере широкоугольный объектив (такие объективы сильно вытягивают перспективу и прыжок на тридцать сантиметров вверх на фотографии кажется полётом на высоте трех метров). Результаты ребята с удовольствием рассматривали на дисплее фотоаппарата и прыгали ещё лучше.
© Игорь Губарев
Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)
Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:
-
05.11.2012
Татьяна
Игорь спасибо за интересные и очень полезные статьи!! Подскажите - снимая Бетманов- широким углом, точка съемки с низу?
Ответ Игоря Губарева:
Да, чем ниже точка съёмки, тем выше прыжок, вернее более выражена иллюзия высоты полёта